ЛЕВИАФАН
LEVIATHAN

Билет в предпродаже 100 ру, в день сеанса 150 ру.

Франция-Великобритания-США, 2012, 87 мин.
режиссер: Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел
  • Международный кинофестиваль в Локарно, Швейцария, 2012: приз ФИПРЕССИ, приз Дон Кихота (специальное упоминание).
  • Международный кинофестиваль в Эдинбурге, Шотландия, Великобритания, 2012: приз Майкла Пауэлла за лучший британский документальный фильм.
  • Международный фестиваль документального кино CPH:DOX, Копенгаген, Дания, 2012: приз New Vision Award.Пре
  • Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 2012: премия лучшему независимому (экспериментальному) фильму.
  • Национальная ассоциация кинокритиков США, 2014: премия лучшему экспериментальному фильму, лучшему неигровому фильму (3-е место).
  • Ассоциация кинокритиков Торонто, Канада, 2012: премия Аллана Кинга за лучший документальный фильм.
  • Американская премия независимого кино Independent Spirit Awards, США, 2012: номинация в категории "Правдивее, чем игровое кино".
  • Премия Лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 2012: номинация "Лучший документальный фильм года".
  • Премия ассоциации кинокритиков округа Вашингтона, США, 2012: номинация "Лучший документальный фильм года". 
  • Премия ассоциации кинокритиков Центрального Огайо, США, 2012: номинация "Лучший документальный фильм года". 

Этот фильм надо смотреть на большом экране и с хорошей акустикой, громовые раскаты звуков волн которой будут пробирать зрителя с головы до ног. Скажут, дескать, так можно сказать про все что угодно. Не совсем. Но Левиафана надо смотреть именно в кинотеатре. После фильма вас будет шатать еще несколько часов, будто бы фильм вы посмотрели на палубе, а не в уютном мягком кресле.

В «Левиафане» нет никакого голоса за кадром. Лишь телевизор в рубке капитана и редкие фразочки моряков. В «Левиафане» нет намека на мораль, на философский смысл: все, что зритель видит в фильме — это блестящая работа оператора, снимающего процесс рыбной ловли. Все, что при этом придет в голову зрителю, останется на его совести.

Каждый зритель видит свою картину. «Объективности не существует», говорил авангардист Малевич, -«каждый человек суть субъект и воспринимает мир по-своему». Что в картине увидят люди, у которых в душе занозой сидит экзистенциальное вопрошание о смысле?

Во-первых, операторская работа. С самого начала фильма, Левиафан как будто проглатывает камеру, выплевывая ее лишь в конце, и то, туда, где ей самое место — в открытый океан. Весь фильм камера выступает неким молчаливым наблюдателем — то обычным моряком, то человеком, случайно попавшем на корабль и ловящим на себе укорительные взгляды бывалых моряков, то дохлой рыбой, скользящей по палубе, то птицей, сидящей на носу корабля, а то и просто зеркалом, наблюдающим за курящим толстяком в грязном переднике.

И со всех этих ракурсов виден явный механицизм происходящего: со спокойными лицами и с чуть менее спокойными движениями, моряки ловят и чистят рыбу. Тонны, тонны рыбы каждый день приносит один такой корабль. Сколько таких кораблей добывают тонн рыбы в год — счет будет идти на тясячи и тясячи. Механицизм реальности — первое, на что явно указыает документальное кино. В бывалые времена, человек приходил в мастерскую и заказывал себе роскошный шелковый камзол, темно красного тона, с искуссной мастерской выделкой, который кройщик сшил бы специально для него. Каждая сабля, выкованная провансальским кузнецом была «вещью в себе», произведением искусства, предназначением которого было отнюдь не висесь на стене, но ловко рубить сарацинские головы. Постепенно, количество возабладало над качеством. Если Бог создал этот мир Словом, то Сатана создал человечество Числом.

Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
[Иов.41:25-26]

Левиафан — так в Библии названо страшное чудовище, описанное в Книге Иова. Сейчас образ воспринимается скорее аллегорически (хотя в Псалтыри и в Иове он упоминается как живой) и представляется в виде бесчувственного механического чудовища, которое ассоциируется с Сатаной. «Левиафан», начиная с opus magnum Томаса Гоббса и заканчивая современной black metal группой, является излюбленным названием страшного зла, механизма, пожирающего людей.

Такие фильмы как «Левиафан» режиссера Люсьена Кастена-Тейлора возвращают зрителям настоящее документальное кино, показывающее реальность не только наглядно, беспристрастно и по-режиссерски профессионально, но и аллегорически и метафорически — бросая взгляд в ту же сторону, в которую смотрят те редкие одинокие души, которые еще пока вопрошают о смысле в искусстве кино.

из рецензии hel1ch, оригинал на сайте Кинопоиск