ЖИТЬ
IKIRU

Япония, 1952, 143 мин.
режиссер: Акира Куросава
в ролях:
Такаши Симура, Синъити Химори, Харуо Танака, Минору Тиаки, Мики Одагири, Бокудзэн Хидари, Миносукэ Ямада и др.
6+

*   Кинопремия газеты "Майничи шинбун", Япония, 1953: лучший фильм, лучший сценарий, лучшая запись звука.
*   Премия старейшего киножурнала "Кинема юмпо", Япония, 1953: лучший фильм.
*   Международный кинофестиваль в Западном Берлине, ФРГ, 1953: специальный приз Сената Берлина.
*   Номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1960: лучший иностранный актер (Такаши Симура).

 

Небольшая скромная повесть Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича" писалась четыре года и произвела ошеломительный эффект на весь мир, в том числе и на экзистенциализм уже двадцатого века. Тема встречи человека со смертью, переживание ужаса перед ней и неизбежности ухода впервые была сформулирована столь беспощадно, прямо и честно. В СССР Александр "Сталкер" Кайдановский экранизировал повесть весьма близко к тексту, сделав акцент на выражение литературных образов Толстого языком кино. А за 30 лет до него в 1952 году японский гений Акира Куросава поставил собственную историю, вдохновившись легендарным текстом, переработав его идеи и смыслы в контексте японской и буддийской культуры. Он считал этот фильм лучшим в своем творчестве.

Итак, начальник отдела городской управы узнает, что болен раком и жить ему осталось от силы год, и смириться с этой мыслью решительно невозможно... В этом фильме витает дух не только Толстого, но и Достоевского с Гоголем, а история смерти бесмысленного чиновника - это история буддийского просветления, встроенная в контекст первых лет послевоенной Японии, а также мощной корпоративной этики.

Несмотря на кажущуюся простоту, фильм весьма новаторский для своего времени. Он состоит из двух частей. Первая - традиционное по форме повествование о том, как господин Кандзи по прозвищу Мумия узнал о роковом диагнозе и пытался его осмыслить, и которое заканчивается собственно просветлением нашего героя. Вторая часть представляет собой церемонию поминок по усопшему, на которую собрались его сослуживцы и начальство. Она снята почти в реальном времени, предвосхищая кинематографический стиль "новой волны", причем по ходу действия поминки все больше превращаются в пьянку, приобретая гротескные и сатирические черты. А короткие флешбэки о том, как переродившийся господин Кандзи маниакально пытается пробить через бюрократическую стену строительство детской площадки, в которой для него сосредоточился внезапно обретенный смысл жизни, делают вторую часть особенно необычной по форме. Фильм Куросавы - это и экзистенциальная драма, и своеобразная комедия, гораздо более нетривиальная, чем кажется на первый взгляд.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб