ДО РАССВЕТА
VOR DER MORGENRÖTE

Австрия, Германия, Франция, 2016, 106 мин.
режиссер: Мария Шрадер
в ролях:
Барбара Зукова, Томас Лемаркус, Валери Пахнер, Науэль Перес Бискаярт, Айенн Шварц, Йозеф Хадер и др.
16+

*   Премия Европейской киноакадемии, 2017: выбор зрителей. Номинация: лучший европейский актер (Йозеф Хадер)
*   Баварская кинопремия, 2017: лучший режиссер (Марий Шрадер).
*   Национальная кинопремия Австрии Österreichischer Filmpreis, 2016: лучший грим. Номинация: лучший актер (Йозеф Хадер)
*   Фестиваль немецкого кино, Людвигсхафен-на-Рейне, Германия, 2016: лучший фильм
*   Премии немецкой ассоциации кинокритиков, Германия, 2017: лучшая операторская работа (Вольфганг Талер), лучший актер (Йозеф Хадер). Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, лучшая актриса (Айенн Шварц)
*   Номинация на немецкую премию кино и телевидения Jupiter Award, Германия, 2017: лучший актер (Йозеф Хадер)
*   Фильм - участник конкурсных программ международных кинофестивалей в Локарно и Палм-Спрингсе.

Фильм о последних годах жизни знаменитого австрийского писателя Стефана Цвейга, сопряженных с воцарением Гитлера. Подобно сотням европейцев в предчувствии Второй мировой Цвейг бежит из Старого Света. Из Рио-де-Жанейро в Буэнос-Айрес, из Нью-Йорка снова в Рио. И пусть ему и нравится новая жизнь в уютном бразильском предместье, душа его осталась дома.

Только одно мне противно, и только одного я не переношу — отговорок, пустых слов, вранья — меня от них тошнит! (Стефан Цвейг)

Как писательская эмоциональная личность, Цвейг по-особому чувствовал и переживал творящийся в мире и вокруг него хаос, войну в первую очередь не территориального масштаба, а между людьми. Ведь сами люди повинны в своих бедах. Понимание этого неоставляло его, и так называемая европейская катастрофа была уже внутри его внутреннего мира. Конфликт панического невроза говорил о себе столь частыми переездами. В этом мире он всё больше чувствовал себя изгоем. Последние годы жизни, это годы скитаний, пытаясь укрыться от самого себя. Из Австрии и Германии в Англию, из Англии в Латинскую Америку, потом в США и обратно в бразильский Петрополис, где и остался навсегда, приняв большую дозу барбитуратов после сильной депрессии, так и не смерившись с творящемся бедламом между людьми, между обществами, коллегами и городами побратимами. Всё то, что он писал и описывал в своих книгах.

Стефан Цвейг, как и Эразм Роттердамский, видимо считал себя человеком мира, человеком света. Гражданство роли не играло, он был лучом света в своих книгах, покорив проблемы и времена, отказываясь от почестей, престижа и должностей, будь то мирское или церковное духовенство. Чужд был невежества, излишеств и ненужной суеты. Гордыню и тщеславие презирал, как и фанатизм в любом его проявлении. Взятничество и лесть были ему ненавистны, склоки и раздор – губительны. Он слишком был идеалистичен для мира. Мир оказался жесток и непредсказуем в своём умопомешательстве. Стефан Цвейг так и не смог закрыть глаза на это.

Женившись во второй раз на своём секретаре и понимающем друге Шарлотте Альтманн, они уединились и ушли в самое красивое место на земле, как называл области Рио-де-Жанейро сам Цвейг. Взявшись за руки в рае на земле, они ушли в вечность. 'Нет ничего более ужасного, чем одиночество среди людей...' - Стефан Цвейг

(из рецензии PROFE7OR, Кинопоиск)