НАШ ОТЕЦ
PADRENOSTRO

300 ру

Италия, 2020, 120 мин.
режиссер: Клаудио Ноче
в ролях:
Пьерфранческо Фавино, Барбара Рончи, Маттиа Гарачи, Франческо Геги, Анна Мария Де Люка, Марио Пупелла, Леа Фавино и др.
16+

*   Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 2020: кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Пьерфранческо Фавино),  специальный приз "Золотой фильм" за лучшую операторскую работу и свет.
*   Участник конкурсной программы Международного кинофестиваля в Чикаго, США, 2020.

 

Фильм, который хочется смотреть, чтобы он никогда не заканчивался, настолько он прекрасен: это шедевральное, при этом абсолютно зрительское кино, вызывающее массу эмоций, переживаний и мыслей. "Наш отец" неожиданно оказывается удивительно крапивинским по духу, при этом нереально красивый, стильный, музыкальный и психологически тонкий, словно снятый итальянской реинкарнацией Сергея Соловьева эпохи "Ста дней после детства". Ретро-история переживаний ребёнком тесной духовной связи с отцом, а потом и опыта первой настоящей дружбы, насыщена жаром римских улиц, залита густым итальянским солнцем, полна запахов моря и трав и развивается с ощущением смутной нарастающей тревоги. Действие происходит в 1976 году - в Италии расцвет террористической деятельности "Красных бригад", из-за чего семья судьи находится в постоянном состоянии опасности и ожидании мести. Фильм снят глазами мальчика: режиссёр Клаудио Ноче, экранизирующий по сути историю из своего детства, долго и внимательно снимает его крупные планы, словно исследуя ту границу, за которой реальность мира взрослых превращается в деликатную и ранимую реальность детской души.

Отец в этом фильме как бы остаётся фигурой умолчания. Кстати, здесь приз за лучшую мужскую роль Венецианского кинофестиваля для Пьерфранческо Фавино. Все, что мы знаем об отце, мы знаем с точки зрения ребёнка, который на самом деле мало, что понимает, но много, что чувствует. В этой связи самый странный и парадоксальный референс фильма - "Возвращение" Андрея Звягинцева, психологически сложная и гипнотическая история отца и его юных сыновей, которая однажды тоже стала венецианским лауреатом. У Клаудио Ноче будут и кровь и вино, будет и иконическая цитата средневековой картины Андреа Мантеньи, уже воспроизведённая у Звягинцева, и даже сыновей оказывается практически двое, когда друзья становятся "братьями по крови" и начинают жить в одном доме. Будет и мощный драматический финал на фоне божественной природы - только вместо русского хмурого северного неба и свинцовых вод герои растворяются в животворящих пейзажах Калабрии.
 
Как когда-то в финале "Ночей Кабирии" Феллини, стоя над таким же морским обрывом в лучах заката потрясённая героиня Джульетты Мазины сквозь слезы осознала, что дальше ее жизнь уже не будет прежней.
 
©Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб