ЛОЛА
LOLA
режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
v Международный кинофестиваль в Мюнхене, ФРГ, 1981: лучшая актриса (Барбара Зукова).
v Национальная кинопремия Deutscher Filmpreis, ФРГ, 1982: лучший фильм, лучшая мужская роль (Армин Мюллер-Шталь), лучшая женская роль (Барбара Зукова).
Последняя часть знаменитой BRD-трилогии (Bundesrepublik Deutschland) Райнера Вернера Фассбиндера, о судьбе немецкой женщины после второй мировой войны, а иносказательно — и о судьбе самой Германии, которая приходила в себя после фашистской диктатуры, постепенно стабилизируясь на пути экономического процветания. Если лента «Замужество Марии Браун» заканчивалась 1953 годом, знаменующим финал трудного периода восстановления и обретения новой жизни, то действие «Лолы» относится уже к 1957 году, когда начиналась «эпоха бума и чуда».
Фассбиндеровская «Лола» — произведение крайне саркастичное и мизантропическое. Он отсылает нас к классике немецкого кино, к «Голубому ангелу» Йозефа фон Штернберга с великолепной Марлен Дитрих в роли загадочной певицы кабаре, по имени Лола. Но от романтического флера эпохи старого доброго кино Фассбиндер не оставляет и следа, и использует картину Штернберка скорее в качестве эстетического и даже этического антипода. Фильм Фассбиндера с потрясающей Барбарой Зуковой в главной роли — это и социальная сатира, и драма, и мрачная комедия, и даже почти мюзикл. О чем он? О человеческой слабости. О ком? Об интеллигентном и честном чиновнике — фон Боме. О певичке из борделя — Лоле. О нации, которая через 12 лет после поражения в войне, уже забыла ее уроки и с новой силой пускается в водоворот не менее сильных страстей нового капиталистического времени. По сути это производственный роман чуть ли не в духе каких-нибудь "Нас, нижеподписавшихся" Лиозновой, только с безнадежным и горьким финалом, в котором не может быть счастливого исхода. История падения кристально чистого и неподкупного чиновника, приехавшего принимать решение о строительстве нового района, сулящее обогащение новой коррумпированной элите провинциального немецкого городка, вся мораль и принципы которого идут под откос после рокового знакомства с коварной местной проституткой, вызывает в памяти то ли Марка Твена, то ли Марко Феррери, то ли Зигмунта Фрейда.
Со всей своей непосредственностью и порочностью, Лола даёт повод к возникновению двойных стандартов в "высшем свете". Мужчины ходят к ней и её товаркам в бордель, заделывая им детей, а жены этих мужчин ради денег терпят недостойное поведение своих благоверных. И стоит Лоле самой обзавестись богатым мужем, как перед ней распахнуться все двери Баварии, и больше не будет тех скорченных от отвращения к проститутке мордочек. В той или иной степени ради денег все мы выходим на панель, а проститутки в привычном понимании, лишь маркируют феномен обмена труда на деньги, и доводят его до финальной стадии, продажи самого себя.
Экспериментируя со светом, режиссёр раскрашивает фильм в токсичные фиолетовые и зелёные цвета, которые проникают всюду: от борделя до церкви. Их искусственность сродни чувствам Лолы, и в то же время они сулят наслаждения. Фассбиндер на полотне своего фильма яркими, жирными мазками изобразил трагедию человеческих судеб. Печаль, расписанная всеми цветами радуги. Мутные воды отчаяния, подёрнутые трясиной обстоятельств. Здесь не жалко никого. Побежденная страна так ничего и не поняла.