ЗАМУЖЕСТВО МАРИИ БРАУН
DIE EHE DER MARIA BRAUN

ФРГ, 1979, 120 мин.
режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
в ролях:
Ханна Шигулла, Клаус Ловитш, Иван Десны, Гизела Улен, Гюнтер Лампрехт, Райнер Вернер Фассбиндер.

v  Немецкая кинопремия Deutscher Filmpreis, ФРГ, 1979: лучший режиссёр, лучшая женская роль (Ханна Шигула), лучшая женская роль второго плана (Гизела Улен), лучшая работа художника-постановщика. Номинации: лучший фильм, лучшая мужская роль (Клаус Ловитш).
v  Немецкая кинопремия Deutscher Filmpreis, ФРГ, 1989: специальная премия Райнеру Вернеру Фассбиндеру к 40-летию ФРГ.
v  Международный Берлинский кинофестиваль, ФРГ, 1979: Серебряный медведь за лучшую женскую роль (Ханна Шигула), специальный приз за творческое достижение всей творческой группе, приз читателей газеты "Berliner Morgenpost".
v  Итальянская национальная кинопремия David di Donatello, 1980: специальная премия актрисе Ханне Шигуле.
v  Международный кинофестиваль в г. Фигейра-да-Фош, Португалия, 1979: Гран-при.
v  Премия лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 1981: лучший фильм на иностранном языке.
v  Премия Национального общества кинокритиков США, 1980: лучшая актриса, 2-е место (Ханна Шигула).
v  Премия нью-йоркского кружка кинокритиков, США, 1979: лучшая актриса, 3-е место (Ханна Шигула).
v  Номинация на премию Золотой Глобус, США, 1980: лучший иностранный фильм.

В 1974-м году во время работы над фильмом «Эффи Брист» между актрисой Ханной Шигуллой и режиссёром Райнером Вернером Фассбиндером случилась серьёзная размолвка, ставшая результатом творческого конфликта — принципиального несовпадения трактовок. И вот после 4-летней разлуки, Шигулла получает от Фассбиндера приглашение продолжить сотрудничество. Следом он отправляет ей сценарий фильма «Замужество Марии Браун», которому суждено будет стать пиком их 15-летних профессиональных и личных отношений.

Близится конец Второй мировой войны. Молодая немка Мария выходит замуж за Германа Брауна. Выходит в неподходящий момент… Уже бомбят Берлин, где-то совсем рядом стреляют, а молодожёны подписывают брачные документы, вступая в брак на обломках рушащегося рейха. На следующий день Герман отбывает на Восточный фронт спасать гибнущую Германию. Война заканчивается. Потеряв последнюю надежду на возвращение мужа, Мария сходится с негром-американцем. И вот когда она уже намеревается окончательно связать с ним свою судьбу, появляется Герман, причём в самый неподходящий момент… 

Под душещипательной мелодрамой Фассбиндер маскирует притчу о судьбе страны, где типовая немецкая бюргерша предстаёт трагической героиней. Так Мария Браун — белокурая арийская красавица с чуть тяжеловатым задом, лишённая рефлексии и душевных колебаний, становится символом, персонифицированным мифом великой Германии — голодной и продажной, а вдобавок ко всему ещё и изнасилованной великим экономическим чудом. Через её частную судьбу раскрывается глобальный образ страны, стремительно добившейся процветания.

Здесь не случайна даже фамилия Марии — это и фамилия любовницы Гитлера, и в то же время обозначение коричневого цвета (коричневой чумы фашизма?). Из десяти лет замужества Мария по-настоящему будет замужем только два неполных дня. Фассбиндер завершает фильм фонограммой судьбоносного футбольного матча 1954-го года — Германия-Венгрия, в ту самую минуту, когда сборная ФРГ впервые становится чемпионом мира. 

(из рецензии @Малов-кино)