Я – КУБА
SOY CUBA
режиссер: Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский
v IV Международный технический конкурс фильмов УНИАТЕК, Милан, Италия, 1964: первый приз «за полноту и оригинальность изображения, полученного с помощью оптической системы с большим углом».
v Национальное общество кинокритиков США, 1996: архивная кинонаграда
v Номинация на американскую премию независимого кино Independent Spirit, США. 1996: лучший иностранный фильм.
Последняя совместная работа Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Как и их предыдущий визуальный шедевр «Неотправленное письмо» (1959), картина практически канула в небытие, и лишь через 30 лет её открыли для западного мира американские режиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. Ставший уже легендарным, этот фильм – кульминация экспрессивного операторского стиля Урусевского – до сих пор восхищает, поражает своими гениальными художественными открытиями. Но фильм был не понят. И кубинские, и советские власти напрочь отвергли её, несмотря на весь романтический революционный пафос. Фильм состоит из нескольких новелл о судьбах людей накануне и во время революционных событий на Кубе.
Жизнерадостный уличный продавец фруктов влюбляется в соседскую девушку Марию, но потом узнаёт, что она — проститутка по прозвищу Бетти, которая ради куска хлеба продаёт своё тело богатым американским туристам. Старый крестьянин Педро сжигает выращенный им с огромным трудом урожай сахарного тростника после того как узнаёт от хозяина, что земля продана американской компании. Студенты Гаванского университета печатают листовки с правдивой информацией о партизанских отрядах Фиделя Кастро, действующих в горах Сьерра-Маэстра на юго-востоке Кубы, но полиция врывается на территорию университета, разгоняет манифестацию и убивает активистов. Крестьянин Мариано не хочет брать в руки оружие и уходить в горы, но после налёта авиации и гибели сына, в первом же бою добывает винтовку и присоединяется к повстанцам.
Интервью с оператором фильма Сергеем Урусевским: >>>