НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

СССР, 1959, 96 мин.
режиссер: Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский
в ролях:
Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов

Продолжая тему сурового Севера, невозможно забыть этот визуальный шедевр, снятый творческим союзом, ставшим знаменитым после триумфа фильма «Летят журавли»: Михаил Калатозов (режиссер), Сергей Урусевский (оператор), Татьяна Самойлова (главная женская роль). Их новый фильм – гораздо более масштабный проект, почти эпический, хотя в нем задействовано всего четыре актёра. Несколько человек противостоит целому огромному миру – бескрайним таёжным просторам Сибири. Один из тех редких фильмов, когда одним из главных героев становится природа во всей своей невиданной первозданной мощи. В труднодоступных местах, где до ближайшего человеческого жилища тысячи километров, группа молодых геологов упорно пытается найти месторождение алмазов и становится жертвой суровой и лютой природы. После долгой, напряжённой работы, когда все запасы продовольствия были уже на исходе, наступали первые осенние холода и не оставалось никаких надежд, были найдены, наконец, алмазы. Но утром разметался по тайге пожар и отрезал геологам путь к лодкам с продовольствием и снаряжением. Их было четверо в пылающей тайге. И геологам надо было не только спасти друг друга, но и передать знания о найденных алмазах на Большую Землю…

Фильм снимался на протяжении 8 месяцев в тайге на берегу реки Ус (приток Енисея, Красноярский край) в реальных экстремальных условиях: смены времён года, 40-градусных морозов, огня, воды, непроходимого леса и болот. Крайний для советского кино трагизм сюжета и выразительных средств фильма вызвал жёсткую критику со стороны прессы и чиновников от культуры, но все же попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Он произвёл громадное впечатление на Френсиса Форда Копполу, снимавшего на протяжении несколько лет в самых тяжёлых условиях реальных джунглей «Апокалипсис сегодня». Именно Коппола в середине 90-х, когда мир праздновал 100-летие со дня рождения кинематографа, отреставрировал этот фильм и фактически заново открыл его западной публике.

Интервью с Сергеем Урусевским и воспоминания о съёмках участников группы: здесь.