АРТ-ГРУППА «АРХЕОПТЕРИКС»
фильмы 1997-2001 годов
Легендарная арт-группа, появившаяся в Ижевске в конце 1990-х сразу же стала одним из интереснейших явлений актуального искусства на пике постмодернизма. Изначально она появилась как творческий союз троих - Максима Веревкина, Романа Постникова и Анфима Ханыкова, тогда студентов знаменитого Высшего Педагогического Колледжа Искусств при худграфе УдГУ. Ее бешеная творческая активность акумулировала вокруг себя других молодых творческих людей самой разной направленности и генерировала целый шквал художественных событий: происходили концептуальные выставки, инсталяции, перформансы, создавались граффити, живопись, графика, фильмы, музыка, всевозможные художественные объекты и артефакты. Был аттракцион "Гроб на колесиках", устраивался взрыв куклы Софьи, поедалась желатиновая женщина, праздновался праздник "Мир! Трусы! Май!", пеклись арт-блины, по снегу бегал голый человек с горящим валенком на голове, праздновался день рождения Казимира Малевича. Границ искусства не существовало, как не существовало и "формата", стремления понравится всем или выгоднее себя продать. Это было редкое чистое искусство, которое совпало с общим ощущением социальной и художественной свободы в России тех лет. В разные времена в эту безумную орбиту творчества были вовлечены Анжела Романова, Анастасия Талашева, Алексей Шкляев, Лена Штенникова, Анжела Арсинкей, Елена Набель, Елена Казанцева, Ангелина Виригина, Игнат Гаймуратов, Евгений Юдович, Андрей Егоров, Людмила Богданова и многие другие ижевские личности.
"Обычно молодые художники, добиравшиеся в Москву в 90е, старались не думать об обратном билете. Они были нацелены на завоевание галерей и движение к мировой славе. «Архиоптерикс» совершенно не проявляя интереса ни к чему, лежавшему вне проекта, с удовольствием возвращался в тесную среду, где неразрывно жизненное и художественное существование. В итоге возникла в Ижевске «Творческая дача» Анфима Ханыкова, фестивали городской скульптуры, масштабные проекты, реально воздействующие на город, например, проект "Упаковка", когда на жилые здания наносили огромные знаки "Не кантовать", "Стекло". Многие москвичи сегодня с удовольствием едут туда, как в свободную зону искусства–жизни без рынка и амбиций."
Марина Перчихина, художник, арт-критик, одна из основателей галереи «Spider & Mouse» (г. Москва)
Не удивительно, что столь широкие горизонты творческой мысли не прошли мимо возможности творить собственные миры посредством кино - точнее, видео как наиболее простого и доступного способа запечатлеть не столько реальность, сколько свободный дух и мысль. Фильмы "Археоптерикса" тех лет - это не попытки рассказать сюжетную историю или изобразить человеческие отношения, а продолжение всё той же радикальной художественной практики, осуществляемой в самых разных областях человеческого бытия. Это было время видеомагнитофонов, а компьютер если и использовался, то только как экран монитора, с которого можно было что-то поснимать. Провинциальные технологии были архаичны и примитивны, монтаж производился путем соединения двух видеомагнитофонов и чистовой линейной записью на мастер-кассету через кнопки REC и PAUSE нужных эпизодов, которые могли находиться на дестятке разных кассет. Ошибка в монтаже, обнаруженная позднее, была уже неисправима. Звук накладовался отдельно через уникальный видеомагнитофон музы ижевского кино тех лет Лены Набель, который позволял начисто писать звуковую дорожку на мастер кассету с готовым фильмом. Причем, накладывался в реальном времени: заранее находились кассеты и диски с музыкой, ставились микрофоны для голосов, и через микшерский пульт колдовался живой саундтрек, состоящих из нескольких одновременно звучащих источников.
В программе киновечера "Археоптерикса" - лишь малая часть из огромного количества фильмов или видеоматериалов, оставшихся в наследие с тех времен. Уже утеряны оригиналы кассет, предеставленные фильмы сейчас существуют только в виде VHS-рипов с их копий.