АРТ-ГРУППА «АРХЕОПТЕРИКС»
фильмы 1997-2001 годов

Легендарная арт-группа, появившаяся в Ижевске в конце 1990-х сразу же стала одним из интереснейших явлений актуального искусства на пике постмодернизма. Изначально она появилась как творческий союз троих - Максима Веревкина, Романа Постникова и Анфима Ханыкова, тогда студентов знаменитого Высшего Педагогического Колледжа Искусств при худграфе УдГУ. Ее бешеная творческая активность акумулировала вокруг себя других молодых творческих людей самой разной направленности и генерировала целый шквал художественных событий: происходили концептуальные выставки, инсталяции, перформансы, создавались граффити, живопись, графика, фильмы, музыка, всевозможные художественные объекты и артефакты. Был аттракцион "Гроб на колесиках", устраивался взрыв куклы Софьи, поедалась желатиновая женщина, праздновался праздник "Мир! Трусы! Май!", пеклись арт-блины, по снегу бегал голый человек с горящим валенком на голове, праздновался день рождения Казимира Малевича. Границ искусства не существовало, как не существовало и "формата", стремления понравится всем или выгоднее себя продать. Это было редкое чистое искусство, которое совпало с общим ощущением социальной и художественной свободы в России тех лет. В разные времена в эту безумную орбиту творчества были вовлечены Анжела Романова, Анастасия Талашева, Алексей Шкляев, Лена Штенникова, Анжела Арсинкей, Елена Набель, Елена Казанцева, Ангелина Виригина, Игнат Гаймуратов, Евгений Юдович, Андрей Егоров, Людмила Богданова и многие другие ижевские личности.

"Обычно молодые художники, добиравшиеся в Москву в 90е, старались не думать об обратном билете. Они были нацелены на завоевание галерей и движение к мировой славе. «Архиоптерикс» совершенно не проявляя интереса ни к чему, лежавшему вне проекта, с удовольствием возвращался в тесную среду, где неразрывно жизненное и художественное существование. В итоге возникла в Ижевске «Творческая дача» Анфима Ханыкова, фестивали городской скульптуры, масштабные проекты, реально воздействующие на город, например, проект "Упаковка", когда на жилые здания наносили огромные знаки "Не кантовать", "Стекло". Многие москвичи сегодня с удовольствием едут туда, как в свободную зону искусства–жизни без рынка и амбиций."
Марина Перчихина, художник, арт-критик, одна из основателей галереи «Spider & Mouse» (г. Москва)

Не удивительно, что столь широкие горизонты творческой мысли не прошли мимо возможности творить собственные миры посредством кино - точнее, видео как наиболее простого и доступного способа запечатлеть не столько реальность, сколько свободный дух и мысль. Фильмы "Археоптерикса" тех лет - это не попытки рассказать сюжетную историю или изобразить человеческие отношения, а продолжение всё той же радикальной художественной практики, осуществляемой в самых разных областях человеческого бытия. Это было время видеомагнитофонов, а компьютер если и использовался, то только как экран монитора, с которого можно было что-то поснимать. Провинциальные технологии были архаичны и примитивны, монтаж производился путем соединения двух видеомагнитофонов и чистовой линейной записью на мастер-кассету через кнопки REC и PAUSE нужных эпизодов, которые могли находиться на дестятке разных кассет. Ошибка в монтаже, обнаруженная позднее, была уже неисправима. Звук накладовался отдельно через уникальный видеомагнитофон музы ижевского кино тех лет Лены Набель, который позволял начисто писать звуковую дорожку на мастер кассету с готовым фильмом. Причем, накладывался в реальном времени: заранее находились кассеты и диски с музыкой, ставились микрофоны для голосов, и через микшерский пульт колдовался живой саундтрек, состоящих из нескольких одновременно звучащих источников.

В программе киновечера "Археоптерикса" - лишь малая часть из огромного количества фильмов или видеоматериалов, оставшихся в наследие с тех времен. Уже утеряны оригиналы кассет, предеставленные фильмы сейчас существуют только в виде VHS-рипов с их копий.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 1997, 24 мин.
    Режиссер: Роман Постников, Игнат Гаймуратов

    Фильм открывает новый жанр "Драма-мистификация" и новую авторскую технику "Диавидеофильм": диафильм, собранный из кадров различных киноплёнок, обнаруженный в заброшенном кинотеатре г. Сарапула и затем разрисованный Романом Постниковым и отснятый с экрана на видео в реальном времени под музыку и голоса. В фильме нет ни единого монтажного видеостыка, а изощрённая звуковая дорожка организует и комментирует происходящее на экране.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 1998, 19 мин.
    Режиссер: Игнат Гаймуратов
    в ролях:
    Максим Верёвкин

    Первая часть трилогии "Пока цветёт ковыль", посвящённой Максиму Верёвкину. Прочитав стихотворение и сняв трусы, М.В. тихо засыпает.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 1998, 16 мин.
    Режиссер: Игнат Гаймуратов, Максим Верёвкин, Роман Постников
    в ролях:
    Максим Верёвкин, Роман Постников, Анфим Ханыков, Марина Санникова

    Вторая часть трилогии "Пока цветёт ковыль", посвященной Максиму Веревкину. Концептуальные основы фильма - перформанс "Купание Красного Коня", в действительности имевший место на берегу ижевского пруда летом 1998 года (автор идеи перформанса Роман Постников, реализация Максима Верёвкина), квартет №13 Дмитрия Шостаковича и легендарные полотна Кузьмы Петрова-Водкина.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 1998, 10 мин.
    Режиссер: Игнат Гаймуратов
    в ролях:
    Анжела Арсинкей, Максим Верёвкин

    Третья часть трилогии "Пока цветёт ковыль", посвящённой Максиму Верёвкину. Будучи в больнице, слабенький и изможденный, М.В. слышит по радиоприёмнику песню под названием "Кабинет". Отныне слова этой песни становятся для его Музы навязчивой идеей...

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 2001, 6 мин.
    Режиссер: Максим Верёвкин, Анфим Х.
    в ролях:
    Максим Верёвкин

    Видеопоэзия по мотивам стихотворения Готфрида Бённа и перформанса Максима Веревкина "Прометей". Русская зима и немецкий экзистенциальный ужас. Снег и огонь. Одинокое тело человека.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 2001, 4 мин.
    Режиссер: Анфим Х., Игнат Гаймуратов
    в ролях:
    Александр Смакотин, Максим Верёвкин, Анфим Х. и др.

    Глумливая пародия на тему тупых рекламных роликов и кровавых киноисторий. Жёлтый топор приносит беду.

  • 5 февраля, Дружба, 20:30
    Россия, 1999, 32 мин.
    Режиссер: Анфим Х., Роман Постников, Игнат Гаймуратов
    в ролях:
    Роман Постников

    Один из самых интересных экспериментов "Археоптерикса" по познанию границ кино. Исследование возможностей простой видеокамеры переросло в "выращивание" фильма и почти мистический киноопыт.