ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ
OTAC NA SLUŽBENOM PUTU

Югославия, 1985, 138 мин.
режиссер: Эмир Кустурица
в ролях:
Морено Де Бартолли, Мики Манойлович, Миряна Каранович, Мустафа Надаревич и др.
  • Международный Каннский кинофестиваль, Франция, 1985: «Золотая пальмовая ветвь», приз ФИПРЕССИ.
  • Национальный фестиваль югославского кино в г. Пула, Югославия, 1985: лучшая женская роль (Миряна Каранович).
  • Номинация на премию Оскар, США, 1986: лучший иностранный фильм.
  • Номинация на премию «Золотой глобус», США, 1986: лучший иностранный фильм.
  • Национальный совет кинокритиков США, 1985: номинация на «Лучшую десятку иностранных фильмов».
  • Номинация на национальную итальянскую кинопремию «David di Donatello Awards», 1986: лучший зарубежный режиссёр.

Теперь даже может показаться странным, что в 1985 году чешского и американского режиссёра Милоша Формана, президента жюри Каннского кинофестиваля, стали упрекать в том, что он намеренно поддержал выпускника пражской киношколы ФАМУ, молодого (в то время лишь тридцатилетнего) югослава Эмира Кустурицу, вручив ему «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Отец в командировке». Хотя эта премия была присуждена всеми членами жюри единогласно, и на счету постановщика из Сараева уже был «Золотой лев Святого Марка» Венецианского фестиваля за дебют в большом кино — «Помнишь ли, Долли Белл?». А в последующие годы почти все экранные работы Кустурицы не оставались без фестивальных наград, будь то Берлин, снова Канн (и опять «Золотая пальмовая ветвь» — за «Подполье») и ещё раз Венеция. Так что Форман оказался, на самом-то деле, во сто крат прав и поистине может гордиться, что более двадцати лет назад поддержал «кинематографического гения с Балкан», как вскоре начали называть его протеже. Действие кинокартины разворачивается в конце 40-х — начале 50-х годов двадцатого столетия в период разногласий между Тито и Сталиным. Трагедия людей, отдельных семей, попавших в жернова тоталитаризма, показанная глазами маленького мальчика — шестилетнего Малика. Именно его детский, наивный взгляд и диалоги на происходящие события задают тембр трагикомедийности фильму. Малик видит постоянно, как его отец Меша уезжает «в командировки», не зная ещё, что Меша и есть тот похотливый бабник, которого вскоре арестуют и сошлют на работы, а его семье придётся пережить несколько жутких лет горя и нищеты…