ПЕЙЗАЖ В ТУМАНЕ
ΤΟΠΊΟ ΣΤΗΝ ΟΜΊΧΛΗ

Греция-Франция-Италия, 1988, 120 мин.
режиссер: Тео Ангелуполос
в ролях:
Таня Палайологлу, Михалис Зеке, Алики Георгули, Димитрис Каберидис и др.
  • Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1988: Серебряный лев, приз ФИПРЕССИ, приз Международной конфедерации артхаусных кинотеатров, приз Международного католического жюри, специальный приз Pasinetti Award за лучший фильм, специальный приз студентов университета 'La Sapienza', специальный приз Sergio Trasatti Award.
  • Берлинский международный кинофестиваль, Германия, 1988: специальный приз форума «Новое кино».
  • Приз Европейской киноакадемии за лучший фильм. Номинации: лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая операторская работа.
  • Международный кинофестиваль в Чикаго, США, 1988: лучший режиссёр.

Один из лучших фильмов Ангелопулоса, объединивший в себе характерные мотивы его позднего стиля: путешествие, граница, море (как своего рода безграничность), люди в жёлтом, снежный пейзаж, бродячий музыкант, холодный колорит, атмосфера печали. Главные персонажи фильма –двое детей, брат и сестра, отправляющиеся на поиски отца, которого никогда не видели и о котором им известно только, что он живёт в Германии. Они едут к границе, которая, как всегда у Ангелопулоса обретает метафорическое значение. Перейти её - это перейти в иной, лучший мир, к чистой детской мечте (воплощённой здесь как мечта встретиться с отцом). Иначе говоря, в рай. На пути к нему лежат многочисленные препятствия - земные реалии, большей частью грубые, так не похожие на него. Через них дети в короткий срок познают жизнь в самых различных её проявлениях - и отвратительных, и прекрасных. Но они не отвлекаются от главной цели своего путешествия. К ней их неизменно ведёт забытая в современном мире чистота, непрагматичность сознания (другое проявление которого мы найдём в лице друга мальчика - сумасшедшего, стоящего за больничной решёткой, но возомнившего себя чайкой, "улетающего" таким образом из неволи грубого мира). И дети снова и снова держат путь к границе, ещё одним ёмким и красивым образом которой является пустой кадр, в котором земному взору ничего не видно, но по ту сторону которого лежит мечта, обращающая пустоту красивым "пейзажем в тумане".