ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
JAO NOK KRAJOK

Билет в предпродаже 100 ру, в день сеанса 150 ру

Таиланд, 2009, 77 мин.
режиссер: Аноча Сувичакорнпонг
в ролях:
Арканей Черкам, Парамеж Ноям, и др.

Международный кинофестиваль в Трансильвании, Румыния, 2010: лучший фильм.
Международный кинофестиваль в Бомбее, Индия, 2010: лучшая режиссура.
Международный кинофестиваль в Роттердаме, Нидерланды, 2010: главный приз с формулировкой «Фильм обращается и к интеллекту, и к душе человека, впечатляет взаимодействием невыразимого и реального».
Национальный кинофестиваль Золотая Лошадь, Тайбэй, Тайвань, 2009: специальная премия Национальной сети продвижения тайского кино с формулировкой: «За особый режиссёрский взгляд в создании столь прекрасного многослойного фильма, который искренне трогает своей взаимосвязью всего сущего и попыткой выразить невыразимое».
Номинация на премию Национальной ассоциации кино Таиланда, 2010: лучшая работа художника-постановщика.

Специально к показу этого фильма в Ижевске, один из ранних руководителей Ижевского киноклуба, а ныне прекрасный оператор 1-го канала, киноман и умница Сергей Белоусов, написал текст об этом фильме. Вот он.

В дни очередного Роттердамского кинофестиваля, пожалуй, самого радикального и эстетически передового из крупнейших мировых киносмотров, Ижевский киноклуб показывает фильм, который победил в его конкурсе 4 года тому назад - "Обыкновенную историю" молодой женщины-режиссёра из Тайланда Аночи Сувичакорнпонг. Спустя 3 с небольшим месяца её земляк Апичатпонг Вирасетакун получил каннскую Золотую пальмовую ветвь из рук Тима Бёртона. Таким образом мировая кинообщественность официально признала выдающиеся достижения этой небольшой, но оригинальнейшей и чрезвычайно значимой сегодня региональной кинематографии. К сожалению наши соотечественники знают в лучшем случае тайские пляжи или работников секс-индустрии, фильмы Вирасетакуна (между прочим признанного авторитетными критиками главным режиссёром авторского кино в нулевых годах) у нас видели очень немногие, единственный пока полнометражный фильм Аночи Сувичакорнпонг - лишь несколько человек на полуночном показе в рамках Московского кинофестиваля 2010-го года. Так что ближайший понедельничный показ Ижевского киноклуба - событие уникальнейшее, если вы его пропустите - можете никогда больше не увидеть один из самых необычных и вдохновляющих фильмов в своей жизни. На русскоязычных торрент-трекерах его тоже не найти, если что.
Аноча Сувичакорнпонг училась в Великобритании и Нью-Йорке, с 2001-го по 2006-й год поставила несколько короткометражек, а её дипломная работа Грейслэнд стала первым короткометражным фильмом из Тайланда, участвовавшем в официальной программе Каннского кинофестиваля. Следующие 3 года она посвятила работе над своим полнометражным дебютом, собрав для его производства 150000 долларов с помощью родственников, друзей и роттердамского Фонда Хьюберта Балса.

История Аке – молодого человека из зажиточной банкогкской семьи, прикованного после несчастного случая к постели, его сложных отношений с властным отцом и Пуном - парнем-сиделкой из бедных крестьян с севера страны, могла бы действительно показаться обыкновенной, даже банальной. Большую часть экранного времени занимает неспешное и вдумчивое наблюдение за повседневным существованием героев, точно психологически исполненная хроника отчаяния Аке, его попыток вновь найти контакт с собственным телом и окружающим миром, отчуждения между мучимым чувством вины отцом и разочарованным несправедливостью мироустройства сыном, постепенного и очень непросто возникающего взаимопонимания между Аке и добросердечным Пуном, который также весьма нелегко осваивается в новых для себя обстоятельствах. Однако режиссёр не ограничивается лишь бытописанием, пусть и весьма тонким, а находит парадоксальное и очень необычное экранное решение, позволяющее разомкнуть линейное течение истории и перевести её в масштаб поистине вселенский. Сувичакорнпонг умудряется очень простыми и при этом сугубо кинематографическими средствами выразить почти непереводимую в словесный план мысль о взаимосвязанности всего сущего - и безбрежного космического пространства и столь же бесконечного внутреннего мира человека, об абсолютной предопределённости событий нашей жизни и в то же время открытости её к постоянному изменению. Она зримо показывает на экране сложность, тяжесть человеческого удела, но и всегда существующую для нас надежду и завораживающую красоту этого мира. Кроме того, молодой режиссёр с завидным мастерством вплетает в космогоническую притчу актуальные политические мотивы, размышления о судьбе своей родной страны, постоянно терзаемой междоусобной борьбой власть имущих и ужасающей бедностью и беспомощностью значительной части простых её граждан. Причем ничего из этого она не показывает напрямую, в лоб, а скорее создает внешне очень простую и гармоничную художественную конструкцию, оказывающуюся бесконечно сложно организованной внутри, наполненной практически бесконечным количеством смыслов. В неожиданном финале повествование вдруг оказывается склеенным, подобно петле Мёбиуса, конец оказывается началом и наоборот (здесь можно предположить определённый вклад Ли Чатаметикуна – постоянного монтажёра фильмов Вирасетакуна, работавшего и над «Обыкновенной историей» на финальном этапе производства).

В значительной степени своим магическим воздействием фильм также обязан удивительной музыке, которая в нём звучит, в особенности композиции “Hush, The Dead Are Dreaming” группы Furniture из Куала-Лумпура, а также вдохновенной операторской работе Мин Кай Люна – друга и соратника Аночи Сувичакорнпонг по её производственной кинокомпании Electric Eel Films. Фильм также был номинирован на национальную тайскую кинопремию за работу художника и получил ещё множество различных кинонаград по всему миру. Лично мне кажется вполне вероятным, что спустя десятилетия эта скромная малобюджетная киноработа, сделанная на краю света, займет почётное место в истории десятой музы. А вы в ближайший понедельник можете стать одними из первых российских зрителей этой многогранной и пронзительно красивой картины.