ФЕСТИВАЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО «СЕМЬ ФИЛЬМОВ О ЛЮБВИ»
Традиционный французский кинофестиваль является одним из самых заметных культурных кинособытий Ижевска на протяжении уже многих лет. После недавней январской ретроспективы современного финского кино это - вторая программа в цикле «Фестиваль фестивалей» киноклубного сезона 2008 года. Фильмы нового фестиваля, как и в прошлые годы, отобраны французской стороной (это известная международная организация Альянс Франсэз, а также Посольство Франции в Москве) и показываются в 18 городах России от Калининграда до Владивостока. Ижевск стал четвертым городом в маршруте фестиваля, после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Вниманию зрителей представлено 7 неизвестных российскому зрителю картин, снятых в 2005-2006 годах, и объединенных вечной как мир темой любви. Это фильмы традиционные и эпатажные, ироничные и драматичные – на все вкусы, возрасты и пристрастия.. Каждый фильм будет показан только один единственный раз.
Программа фестиваля разнообразна, как разнообразно и само французское кино начала нового века, в котором авторские проекты живут и здравствуют: как на господдержку, так и на процент со сборов голливудского коммерческого кино. Но приходится констатировать: некогда великая французская комическая традиция, кажется, в наши дни все более угасает. В программе представлена только одна чистой воды комедия. Герой "Земли и неба" Реми Безансона — 30-летний инфантил, панически боящийся самолетов: мама, видите ли, родила его в полете. Этот страх покорежил его личную жизнь: он не сумел заставить себя улететь в Австралию к женщине своей мечты. По иронии судьбы, герой работает инструктором в школе пилотов: кульминационный эпизод, когда он окажется за штурвалом, легко предсказать, уже исходя из этих вводных.
Отдельная группа фильмов — комедии с налетом легкой экзистенциальности, так или иначе варьирующие тему фрустрации тридцатилетних. В фильме «Все за мной!» успешный хирург под влиянием встречи за барной стойкой с абстрактно "бунтующей" певичкой пускает жизнь под откос и собирает собственную рок-группу.
В "Перемене адреса" Эмманюэля Муре, популярного комика на амплуа недотепы, его герой, преподаватель музыки, отчаянно влюбляется в ученицу и плачется в жилетку соседки, которой тоже есть чем с ним поделиться. Самый забавный же и самый путаный из фильмов этого типа — "Ты и я" Жюли Лопес Кюрваль. Героиня слегка напоминает персонажа Жана-Поля Бельмондо из незабвенного "Великолепного" (1973) Филиппа де Брока. Только он переписывал свою скучную жизнь в выходивших из под его пера авантюрных романах. А героиня Лопес Кюрваль, работающая в редакции журнала "Ты и я", идеализирует свою невеселую личную жизнь и жизнь сестры в сентиментальных фотороманах, возможно, самом китчевом виде массовой культуры.
Наконец, еще три фильма — драмы без дураков, экзистенция в чистом виде. Здесь любовь — это уже не водевильные страдания, а болезнь, наваждение. Так, "Забыть Шейен", журналистку, покинувшую Париж ради жизни в сельской "чистоте", старается ее покинутая любовница. Но со времен "новой волны" конек французских режиссеров, то, что удается им лучше всего, — странности и муки подростковой любви.
"Жаркое лето" Клер Симон — история любовного безумия 15-летней девушки, всеми силами, правдами и неправдами домогающейся любви пожарного, который помог ей, когда она упала с лошади.
"Холодный душ" Антони Кордье — "роман воспитания" ее ровесника, парня без проблем, пусть и из бедной семьи, спортсмена и отличника. Но и учеба, и карьера дзюдоиста идут прахом, когда он сталкивается с ситуацией любви втроем, и пугающей, и влекущей. Пожалуй, именно в "Холодном душе" сохранена главная традиция французской киношколы: говорить просто и беспристрастно о шокирующих вещах, понимать героев, а не судить и ни в коем случае не читать им мораль.
По материалам Михаила Трофименкова, «Коммерсант»