БРЕННОСТЬ
無常
режиссер: Акио Джиссоджи
* Международный кинофестиваль в Локарно, Швейцария, 1970: "Золотой леопард" за лучший фильм.
Акио Джиссоджи – один из малоизвестных гениев японского кино 70-х. Его работы несут в себе огромный эмоциональный и визуальный заряд, находясь в одном ряду с шедеврами Орсона Уэллса, Карла Дрейера, Андрея Тарковского, Пьера Паоло Пазолини, Нагисы Осимы. Он отдает предпочтение необычным тревожным ракурсам, восходящим к фотоавангарду чуть ли не в стиле Родченко и выстраивает на экране уникальные визуальные композиции, сопровождаемые нетривиальным звукорядом, состоящим из музыки европейского барокко, звуков театра Но и японской эстрадной песни.
Первый фильм его культовой буддистской трилогии выполнен в лучших традициях "японской новой волны", в невероятных пропорциях сочетая в себе откровенную эротику, религиозную эзотерику и особый эмоциональный авторский черно-белый стиль. Джиссоджи действует как истинный дзен-мастер, чей удар палкой способен или просветлить или еще больше запутать ученика. Скандальное повествование об инцестуальной связи брата и сестры оказывается серьезным размышлением о бренности всего земного, о природе человека и его страстей.
Фильм называется 無常, и эти иероглифы, буквально означающие "ничто не вечно", передают одну из важнейших концепций буддизма: мимолетность и конечность времени, пустоту и тщетность всех земных устремлений, потуг, страстей и желаний. Место действия - Киото и окрестные храмы, главный религиозный и мистический центр Японии. Это кино явлеяется в каком-то смысле авторским размышлением на тему буддийского термина, напоминая нам "Деклалог" Кшиштофа Кеслевского, который спустя 18 лет после Джиссоджи снял 10 фильмов по библейским Заповедям, разворачивающиеся в варшавских спальных районах. Интересно даже сопоставить эти два похода, но фильм Джиссоджи гораздо более радикален, скандален и экспрессивен.
Историю написал легендарный сценарист Тосиро Исидо, работавший в том числе над лучшим фильмом о трегедии Хиросимы "Черный дождь" Сёхэя Имамуры, а также над ранними работами Нагисы Осимы.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб