Похороны

Япония, 1984, 124 мин.
режиссер: Дзюдзо Итами
в ролях:
Цутому Ямазаки, Нобуко Миямото, Кин Сугаи, Хидэдзи Отаки и др.

Награды Японской киноакадемии, 1985: лучший фильм, лучший сценарий, лучший режиссёр, лучший актёр (Цутому Ямазаки), лучшая актриса второго плана (Кин Сугаи). Номинации: лучшая операторская работа, лучший звук, лучшая работа художника по свету, лучшая актриса (Нобуко Миямото), лучший актёр второго плана (Иширо Заицу).
Премия японских кинокритиков и киножурналистов «Голубая лента», Токио, 1985: лучший режиссёр и лучший актёр (Цутому Ямазаки).
Японская кинопремия «Хочи», Токио, 1984: лучший фильм, лучшая актриса второго плана (Кин Сугаи). Специальный приз актрисе Нобуко Миямото.
Национальная японская кинопремия «Кинема Юмпо», Токио, 1985: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Цутому Ямазаки).
Национальный японский киноконкурс «Майничи», Токио, 1985: лучший режиссёр, лучший актёр (Цутому Ямазаки).
Международный кинофестиваль в г. Таормина, Италия, 1985: главный приз «Золотая Харибда».
Национальный кинофестиваль в г. Йокогаме, Япония, 1985: призы за лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль второго плана (Кин Сугаи).

Первый фильм выдающегося японского кинорежиссёра, сценариста, актёра и эссеиста Дзюдзо Итами (летом мы показывали его прекрасный фильм «Одуванчик»). Несмотря на поздний режиссёрский дебют в 51 год и преждевременную кончину, Итами считается одним из наиболее значимых кинематографистов Японии последних десятилетий. Уникальный сатирик в японском кино, которому интересны самые интимные и неприглядные стороны японского общества. В 1992 году Итами подвергся жестокому избиению членами одной из токийских группировок якудза за их карикатуризацию в одной их своих работ. По официальной версии в 1997 году в результате скандала со сфабрикованным против режиссёра обвинением во внебрачных связях Итами совершил самоубийство, выбросившись из окна. Однако, есть мнения, что он был насильно выброшен с крыши всё теми же якудза. Дебютные «Похороны» — это проникнутый тончайшими буддистскими интонациями, одновременно комедийный и серьёзный взгляд на традиционный японский ритуал прощания с успошими.