ЧТИЦА / LA LECTRICE

Франция, 1998, 98 мин.
режиссер: МИШЕЛЬ ДЕВИЛЬ
в ролях:
МИУ-МИУ, РЕЖИ РОЙЕР, МАРИЯ КАЗАРЕС, ПАТРИК ШЕCНЕ, ПЬЕР ДЮКС и др.

Французская национальная кинопремия Сезар, 1989: премия лучшему актеру второго плана (Патрик Шесне). Номинации в категориях: лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучший монтаж, лучшая работа художника, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана, лучший кинопостер.

Приз Луи Деллюка, Франция, 1988: режиссеру Мишелю Девилю

Всемирный кинофестиваль в Монреале, Канада, 1988: Гран при.

 

авторы сценария и режиссер
МИШЕЛЬ ДЕВИЛЬ, РОЗАЛИНД ДЕВИЛЬ, РЭЙМОНД ЖАН

режиссер
МИШЕЛЬ ДЕВИЛЬ

оператор
ДОМЕНИК ЛЕ РИГОЛЕ

О ФИЛЬМЕ

Кадр из фильма "ЧТИЦА / LA LECTRICE"

Известный режиссер Мишель Девиль (начинавший вместе с деятелями «новой волны») является одним из самых оригинальных французских кинематографистов, тонким, изысканным стилистом, наследующим традиции изящных и остроумных классических французских комедий. "Чтица" вошла в число самых "кассовых" картин 1988 года во Франции. Это свидетельствует о равном интересе, который испытывают к фильму обычные зрители, ищущие в кинематографе развлечения, пикантных удовольствий, и так называемые интеллектуалы, страждущие игры ума. Кстати, ирония по поводу подобных предпочтений заключена в самой ленте. В ней есть и смелые эротические сцены, и пряный юмор, и едкая сатира на "отцов города" (наслаждающихся описанием половых актов в "120 дней Содома"), и насмешливое использование интеллектуально-эротических пассажей из книги "Любовник" представительницы "нового романа" Дюрас.

Молодая женщина, читающая роман «Чтица», идентифицирует себя с его героиней, которая, оставшись без работы, нанимается чтицей к разным людям, в каждом случае принимая особые условия чтения-игры. Они диктуются как запросами слушателей, так и произведениями, избранными для чтения - книгами Льюиса Кэррола, Ги де Мопассана, Владимира Ленина и Карла Маркса, Маргарет Дюрас, наконец, маркиза де Сада. Чтица, все более погружается в чтение романа о чтице, и граница между вымыслом и реальностью стирается. Девиль превосходно поставил свой шаловливый опус, с превосходнейшим качеством и визуальным совершенством. Единственный вид интриги в фильме, как тонко заметил критик «Телерамы» Пьер Миро, это режиссура, а единственная настоящая героиня - камера, которая кружит вокруг чтицы.

По материалам Сергея Кудрявцева.

 

 

О РЕЖИССЕРЕ

Мишель ДЕВИЛЬ

Мишель ДЕВИЛЬ /Michel Deville/ родился 13.04.1931 во Франции (Булонь-сюр-Сен). В кино начинал как ассистент на десятке картин Анри Декуэна, потом стал художественным руководителем на экранизациях спектаклей «Комеди Франcэз». В качестве режиссера дебютировал в 1958, сняв совместно с Ш. Жераром триллер «Пуля в стволе» (Une Belle Dans Le Canon). Далее по сценариям своей постоянной коллеги и жены Нины Компанеец снял несколько слегка феминистских, развлекательных комедий, в которых участвовали молодые красивые актрисы: Милен Демонжо и Сильвия Кошина «Квартира девушек» (L'appartement Des Filles, 1962), Марина Влади в фильме «Восхитительная лгунья» (Adorable Menteuse, 1961), Жюльет Мейниель в «Из-за женщин, из-за женщин» (A Cause A Cause D'une Femme, 1962), Катрин Денев в «Бенжамен, или мемуары девственника» (Benjamin, Ou Les Memoires D'un Puceau, 1967) и др.

Расставшись с Ниной Компанеец, которая сама начинает снимать с 1971, Мишель Девиль существенно меняет тематику своих фильмов. Так в 1978 он экранизирует роман Жюля Перро «Досье-51» (Le Dossier 51), в котором исследует с помощью самой современной технологии интимную жизнь крупного чиновника, который поняв, что его разоблачили, покончил с собой. Никто не ожидал такой картины от легкомысленного Девиля. Но он продолжает удивлять и дальше, сняв в 1981 мрачный фильм «Глубокие воды» (Eaux Profondes) о ревности, толкающей главного героя (Ж.-Л. Трентиньяна) на убийство любовника жены (И. Юппер), а суд квалифицирует это как несчастный случай, развязывая тем самым ему руки для нового убийства.

Любимая тема Девиля - манипуляция личности, тема, которую он разрабатывает в «Ничтожестве» (Le Paltoquet, 1986) и «Чтице» (La lectrice, 1988), обращается к извечной теме мужчины и женщины в «Грозе над домом» (Peril en la demeure, 1984, премия «Сезар» за режиссуру) и в «Летней ночи в городе» (Nuit D'ete En Ville, 1990). Фильм «Смешав вину друг друга» (Toutes peines confondues, 1992) дал ему возможность вторгнуться в тайны разведывательных служб и столкнуть агентуру Интерпола и их швейцарских коллег.

Александр Брагинский

 

 

ВЕЛИКАЯ КОШКА МИУ-МИУ. ОБ АКТРИСЕ

Миу Миу

Миу Миу - французская актриса театра и кино. Настоящее имя Сильветт Эрри. Родилась 22 февряля 1950 в Париже. Отец неизвестен, мать - рыночная торговка. Первая профессия будущей кинозвезды - ткачиха-ковровщица, вторая - продавщица клубники. Она наверняка бы пошла по родительским стопам, если бы не Майские события 68-го, приведшие, в частности, к подъему молодежного движения кафе-театров. Ее приятели Колюш, Патрик Дэвэр и Роман Бутей открывают на Монпарнасе Кафе Де Ла Гар, и Сильветта оказывается актрисой самого знаменитого кафе-театра эпохи. Именно тогда - в 69-м - Колюш дает ей прозвище Миу-Миу (так по-французски мяукают кошки), и этот весьма игривый псевдоним приживется навсегда.

С 71-го она исполняет в кино эпизодические роли, а в классическом ныне "Тимроке" Клод Фаральдо единственный раз снял труппу полностью.

Настоящая известность приходит после скандальных "Вальсирующих" Бертрана Блие, в которых начинающий режиссер впервые продемонстрировал Франции взгляд на жизнь "отвязанного" поколения peace and love. И хоть французские критики неоднократно язвили, что юная актриса с кошачьей кличкой громко заявила о себе воплем первого оргазма, Миу-Миу весьма удачно вписалась в кинопейзаж 70-х. Граничащая с легкомыслием, искренняя легкость этой блондинки прекрасно вписывалась как в традицию французской "народной комедии" Ури, Лотнера и Пиреса, так и в новое, "после-майское" европейское кино - в фильмографии Миу-Миу появились интересные работы у француза Мориса Дюговсона, швейцарца Алена Таннера, англичанина Джозефа Лоузи, итальянцев Марко Белоккио, Луиджи Коменчини и Дамиано Дамиани. Поворотным для актрисы стал фильм "Увертка" - за вполне "серьезную" роль молодой проститутки Миу-Миу получила премию "Сезар" (всего у нее 10 номинаций) и, по ее собственным словам, наконец-то стала настоящей актрисой.

Линия "серьезного" драматического кино через год продолжилась "Жозефой", "Ги де Мопассаном" и "Любовью с первого взгляда" - кинематографические приоритеты актрисы начинают явно меняться.

В 1985-м впервые со времен кафе-театра Миу-Миу вернется на сцену, чтобы вместе с Сами Фреем дать 40 представлений написанной и поставленной Маргерит Дюрас пьесе La Musica. А после триумфального успеха "Вечернего платья" Бертрана Блие актриса вновь встретится с прозой Дюрас в специально для нее подготовленной "Чтице" Мишеля Девиля. Этот фильм стал одной из вершин творчества актрисы, а подбор читаемых ею текстов - Толстой, Превер, Дюрас, Де Сад - как нельзя лучше характеризует ее позицию в кино: симпатичная и простая парвеню из народа, через веселое освобождение конца 60-х "попавшая в общество", а затем и наверставшая необходимые "пробелы в образовании". В 90-м Миу-Миу исполняется 40 лет, и, в последний раз отдав дань "пролетарскому происхождению" в "Жерминале", она естественно перемещается в буржуазную ипостась зрелой женщины - из наиболее удачных киновоплощений 90-х упомянем "Милу в Мае" Луи Маля и "Большую уборку" Анн Фонтен.

Во второй половине 90-х Миу-Миу практически исчезнет из поля зрения - перейдя в "возраст матери", она неизбежно растворяется в безликих телепостановках, в кино же ей интересуются лишь ярко выраженные "авторы" молодого поколения, для которых актриса так и осталась живым воплощением нонконформизма 70-х. Снимаясь как минимум в трех фильмах в год, в последнее время Миу-Миу становится все более востребованной, и ее кинокарьера все явственней напоминает долгую и полную успешных возвращений киножизнь Анни Жирардо. Что примечательно, с годами Миу-Миу не утратила своей граничащей с легкомыслием легкости, так что когда-то данная Колюшем молодой актрисе легкомысленная кличка для "взрослой" женщины совершенно не кажется нелепой.