ЧЁРНЫЙ ОРФЕЙ/ORFEU NEGRO
режиссер: МАРСЕЛЬ КАМЮ
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, Франция, 1959
Оскар за лучший иностранный фильм, США, 1960
Золотой Глобус за лучший иностранный фильм, США, 1960
Кинофестиваль в Сан Хорди, Испания, 1960: приз за лучший иностранный фильм
Номинация Британской киноакадемии, Лондон, 1961: лучший фильм
По пьесе «Карнавальный Орфей»
Винишиуса де Мораэша
авторы сценария
МАРСЕЛЬ КАМЮ
ЖАК ВИОТ
оператор
ЖАК БУРЖУА
музыка
ЛУИС БОНФА
АНТОНИО КАРЛУШ ЖОБИМ
ФИЛЬМ
Миф об Орфее, спускающемся в ад в поисках Эвридики, перенесен в Бразилию, в готовящийся к ежегодному карнавалу Рио-де-Жанейро. Молодой гитарист Орфей, работающий в трамвайном депо, обручен со взбалмошной и своенравной красавицей Мирой. Однако Орфею, как известно, полагается не Мира, а Эвридика - и она, юная провинциалка, как раз направляется в Рио погостить у своей кузины (в этой роли снялась актриса Леа Гарсиа, впоследствии сыгравшая рабыню Розу в "Рабыне Изауре"). Она была вынуждена уехать из родного городка, скрываясь от преследований таинственного незнакомца, но он приехал вслед за ней.
Город живет ожиданием карнавала - убираются улицы, шьются костюмы, сочиняются песни. Рио поет и танцует - танцуют дети и старики, на пристани и на базаре, на улицах и площадях, днем и ночью. На фоне этого карнавального вихря Орфей и Эвридика встречаются и проникаются симпатией с первого взгляда. Но рок неумолим, и сюжет греческого мифа безжалостно повернет их судьбы.
Весь фильм наполнен зажигательным, темпераментным ритмом самбы, создающим ощущение бесконечного карнавала. Фильм впервые показал миру неповторимую эротичную пластику бразильского танца, положив, с одной стороны, начало мировой моде на бразильский танец самбу, и с другой стороны, ознаменовал появление на фоне самбы "новой волны" - босса-новы. Медленные, мелодичные, грустные песни босса-новы пробиваются сквозь громкую непрекращающуюся самбу, тихая гитара Орфеу будто отодвигает на второй план ритмичную симфонию ударных, смесь бубнов, литавров, бамбуковых трубок и барабанов. Появился новый мягкий лирический стиль со сложной джазовой гармонией, соединивший бразильскую самбу с американским блюзом, -- босса-нова -- на многие годы ставший альтернативой американскому джазу, и впервые мир узнал, увидел, услышал это именно в "Чёрном Орфее".
Первые кадры фильма с панорамой старого Рио сопровождаются музыкой Антонио Карлуша Жобима, его прекрасной "Felicidade" (Счастье). Звучащая в фильме музыка Жобима (кроме "Felicidade" использованы его "O nosso amor" и "Frevo") и "Manha de Carnaval" (Утро карнавала) Луиса Бонфа считаются первыми мелодиями босса-новы. "Manha de Carnaval" стала признанным джазовым стандартом и до сих пор является жемчужиной репертуара многих джазовых музыкантов.
"Черный Орфей" стал вторым фильмом будущего классика французского кино Марселя Камю, который поехал в Бразилию специально для съемок картины. Эта удивительная и экстраординарная лента сделала молодого режиссера знаменитым.