ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ / CENTRAL DO BRASIL

Бразилия-Франция, 1998, 113 мин.
режиссер: ВАЛЬТЕР САЛЛЕС
в ролях:
ФЕРНАНДА МОНТЕНЕГРО ВИНИЦИУС ДЕ ОЛИВЕЙРА ОТОН БАСТОС и др.

Берлинский международный кинофестиваль, Германия, 1998: главный приз Золотой медведь, Серебряный медведь за лучшую женскую роль, приз экуменического жюри.
Премия британской киноакадемии, 1999: лучший неанглоязычный фильм.
Премия «Золотой глобус», США, 1999: лучший иностранный фильм. Номинация: "Лучшая женская роль.
Премия Satellite Awards, Лос-Анджелес, США, 1998: лучший фильм на иностранном языке. Номинации: лучший сценарий, лучшая женская роль.
Две номинации на Оскар, США, 1999: лучшая женская роль и лучший иностранный фильм .
Международный кинофестиваль кинооператорского искусства Brothers Manaki, Битола, Македония, 1998: главный приз Золотая камера 300, приз студенческого жюри.
Международный кинофестиваль кинооператорского искусства Camerimage, Лодзь, Польша, 1998: главный приз Золотая лягушка.
Международный кинофестиваль в г. Форт Лаудердейл, США, 1998: приз кринокритики за лучшую женскую роль.
Международный кинофестиваль в Гаване, Куба, 1998: лучшая женская роль, специальное упоминание жюри за лучшую детскую роль, специальный приз жюри, приз гаванского университета, приз кинопрессы Glauber Rocha Award.
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, Испания, 1998: приз зрительских симпатий, приз молодежного жюри.
Премия ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1998: лучшая женская роль.
Премия кружка киносценаристов Испании, 1999: лучший иностранный фильм.
Премия Национального совета кинокритиков США, 1998: лучшая женская роль, лучший иностранный фильм.
Премия ассоциации кинокритиков Сан-Паулу, Бразилия, 1999: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса, лучшая операторская работа.
Премия ассоциации кинокритиков Аргентины, 2000: Серебряный кондор лучшему иностранному фильму.
Номинация на норвежскую кинопремию Amanda Awards, 1999: лучший иностранный фильм.
Номинация на кинопремию Chlotrudis Awards, США, 1999: лучшая женская роль.
Номинация на кинопремию Сезар, Франция, 1999: лучший иностранный фильм.
Номинация на кинопремию Золотой жук, Швеция, 2000: лучший иностранный фильм.
Номинация на кинопремию независимого кино Independent Spirit Awards, США, 1999: лучший иностранный фильм.
Номинация на кинопремию ассоциации онлайн-кинокритиков, США, 1999: лучший иностранный фильм.

авторы сценария
МАРКОС БЕРНШТЕЙН
ДЖОАО ЭМАНУЭЛ КАРНЕЙРУ
УОЛТЕР САЛЛЕС

оператор:
ВАЛЬТЕР КАРВАЛЬО

музыка
ЖАК МОРЕЛЕНБАУМ
АНТОНИО ПИНТО

ФИЛЬМ

Лучший фильм лучшего на сегодняшний день бразильского режиссера станет своеобразным предисловием к фестивалю бразильского кино и опровергнет неизбежные стереотипы в отношении этой страны, кино которой знакомо нам лишь по массовым сериалам.

Донья Дора, пенсионерка, бывшая учительница, чтобы свести концы с концами, зарабатывает тем, что пишет письма для неграмотных на Центральном вокзале Рио-де-Жанейро. Полагаясь на собственный жизненный опыт, она сама решает, какие отправлять, какие выбрасывать, а какие складывать в ящик стола. Однажды с просьбой написать письмо обращается Ана, молодая и привлекательная женщина, пришедшая с сыном Жозео лет десяти. Пройдет еще несколько минут и Судьба круто изменит жизни всех троих. История одинокого мальчика по воле случая вошедшего в жизнь одинокой женщины и их путешествия через всю страну не оставит равнодушными человеческие сердца.

Для особой реалистичности актерской игры фильм был снят последовательно, эпизод за эпизодом - редкий случай в кинематографе. А эпизод на центральном вокзале, когда Дора пишет письма всем желающим был и вовсе снят документальной камерой. Актриса Фернанда Монтенегро действительно сидела за столом и к ней обращались реальные люди с просьбой написать письмо.

МАЛЬЧИК
Винициус де Оливейра, получивший роль Жозуэ, был обычным ребенком, зарабатывавшим чисткой обуви на улицах Рио-де-Жанейро. Его нашёл режиссёр Уолтер Саллес, перед этим просмотревший более полутора тысяч детей и отвергнувший все кандидатуры, посчитав, что им не достаёт реализма.

РЕЖИССЕР
Уолтер (Вальтер) Морейра Саллес-младший родился 12 апреля 1956 года в Рио-де-Жанейро в семье влиятельного банкира и дипломата. Детские годы будущий режиссер провел во Франции и Соединенных Штатах. Он начинал как режиссер-документалист, а в 1991 году дебютировал в игровом кино, поставив триллер "Высокое искусство" (другое название - "На показ"). Саллес продолжал снимать документальные фильмы для телевидения, однако, спустя несколько лет он вместе с режиссером Даниэлой Томас снял свой второй игровой фильм "Чужая страна" (1995), обеспечивший ему широкое признание у себя на родине. Эта криминальная история из жизни юного бразильца была представлена на некоторых международных европейских кинофестивалях, и принесла своим создателям приз за лучший фильм на фестивале в Бергамо.

Настоящий же международный успех пришел к режиссеру, после того как на экраны вышла снятая им драма "Центральный вокзал" (1998). Картина была выдвинута на соискание премий "Оскар", "Золотой глобус", "Сезар" и Британской академии кино и телевидения в категории "Лучший фильм" на иностранном языке и получила множество других кинематографических наград, включая призы кинофестивалей в Берлине, Сан Себастьяне и Сан Паулу. В том же году появился фильм "Полночь/ День первый", сделанный им в соавторстве с Даниэлой Томас в рамках телевизионного проекта "2000 глазами…", в который вошли произведения молодых кинематографистов, посвященные новому тысячелетию.

Следующей работой режиссера стала драматическая история кровной мести "Последнее солнце" (2001), а несколько лет спустя вышел биографический фильм "Дневники мотоциклиста" (2004), посвященный молодым годам известного революционера Эрнесто Че Гевары. Картина получила приз зрительских симпатий на фестивале в Сан Себастьяне и выдвигалась на соискание "Золотой пальмовой ветви" на Каннском фестивале. Помимо режиссерской работы, Салллес продюсировал фильмы молодых бразильских кинематографистов: "Мадам Сата" (2002) Карима Айноуза, "Город Бога" (2002) Кати Лунд и Фернанду Мерейллиса, "Нижний город" (2005) Серджио Мачадо.

В 2005 году он впервые обратился к жанру мистического триллера, поставив "Темную воду" - римейк одноименного фильма японского режиссера Хидео Наката. Эта картина стала не только первой англоязычной работой для Саллеса, но и его дебютом в Голливуде. На следующий год на экранах появился фильм "Париж, я люблю тебя", состоящий из коротких сюжетов, снятых режиссерами разных стран - своеобразный взгляд на столицу Франции и ее обитателей. Одной из новелл фильма стала короткометражка "Вдали от шестнадцатого округа", сделанная Саллесом совместно с его давнишней напарницей Даниэлой Томас.