Хиросима, моя любовь / Hiroshima mon amour
режиссер: Ален Рене
Приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Канне.
Приз "Объединенных наций" Британской киноакадемии.
Премия за лучший фильм сообщества кинокритиков Франции.
Премия за лучший иностранный фильм кружка кинокритиков Нью-Йорка.
Автор сценария Маргерит Дюрас
Обожженные любовным потом тела чередуются на экране с сожженными бомбой трупами. Заниматься любовью - удел выживших счастливцев, но и у любви - привкус пепла и крови. "Ты ничего не видела в Хиросиме", - так разговаривают любовники в постели в фильме Рене, археолога памяти, архивиста страданий. Сведенные судорогой оргазма пальцы разжимаются, высвобождая прошлое. Как снимать немыслимое, чтобы не впасть в порнографию смерти, не сойти с ума? Фильм дробен, как сама человеческая память, желающая и не способная забыть. Он разорван, как разорваны историей судьбы любовников и тела случайных прохожих. Тень человека на плитах Хиросимы, скорчившийся труп немецкого мальчика-солдата, убитого из засады по пути на свидание. Рубцы на телах японцев, рубцы на душе француженки, обритой наголо "шлюхи". Только пережив все это заново и вместе, безымянные герои обретают имена. При этом они перестают быть людьми. "Хи-ро-си-ма, это твое имя", - говорит Она. "Это мое имя, - соглашается Он. - А тебя зовут Невер".
Этот дебютный игровой фильм Алена Рене - одно из самых совершенных творений мастера и одно из самых подлинных и трагических воплощений трагической любви в кинематографе. Картина погружает зрителя в сложный мир ощущений, основанный на сюжетной линии короткой любви французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. Но в истерзанном войнами мире невозможно освободить свою душу от груза памяти о прошлых страданиях. Она была обвинена в связи с фашистами. Он пострадал от ядерного взрыва. Их судьбы - частичка боли, обрушившейся на людей и предостережение перед новыми, еще более ужасными и глобальными катастрофами.
Рене мастерски проникает в глубины времени и памяти. Готовясь к съемкам, он создал алгоритм будущего шедевра: "Я изложил Маргерит алгебраическую концепцию произведения. Если показать "Хиросиму" с помощью диаграммы, обнаружится близкая к муз. партитуре квартетная форма: темы, вариации на начальную тему, повторы, возвраты назад, которые могут показаться невыносимыми для тех, кто не принимает правила игры в этом фильме. На диаграмме было бы видно, что фильм сконструирован как треугольник, в форме воронки".
Хиросима" не только стала яркой вехой в развитии мирового кино, но и оставила яркий след в сердцах кинематографистов, что бывает нечасто. Можно долго приводить цитаты знаменитостей, для которых "Хиросима" стала одним из главных творческих откровений. Например, Питер Гринуэй признался, что, только познакомившись с лентой Рене, осознал себя как режиссер. Жан-Люк Годар, увидев первые 10 минут фильма, заявил, что теперь считает бессмысленным занятием снимать постельные сцены. Андрей Кончаловский назвал ее среди трех кинопотрясений молодости, не забывшихся и сегодня. Петр Тодоровский рассказывает, что был потрясен профессионализмом Рене: "Точность - кадр в кадр, каждый шаг, каждый поворот. Совершенно удивительный режиссер".
Сценарий к фильму написала Маргерит Дюрас (04.04.1914 - 03.03.1996), одна из основоположниц "нового романа", обладательница Гонкуровской премии. Она также активно работала в режиссуре ("Разрушать, говорит она", "Индийская песнь"), ставя крайне трудные для восприятия, но вызвавшие большой интерес критики фильмы. Главная тема ее творчества - бунт против бесцветности будничной жизни. Первые романы Дюрас выявили сильное влияние лаконичной манеры письма Э.Хемингуэя. Характерны в этом смысле Плотина против Тихого океана (Un Barrage contre le Pacifique, 1950) и Моряк из Гибралтара (Le Marin de Gibraltar). В Moderato Cantabile (1958) мотив невозможной, надуманной любви передан поэтичной, разорванной стилистикой, столь характерной для ее последующих произведений. Этим произведениям в большей степени присуща затемненность смысла, а порой и сильный элемент эротизма, как в Смертельной болезни (La Maladie de la mort, 1982). Во многом автобиографическая повесть Любовник (L'Amant, 1984, Гонкуровская премия) воссоздает Индокитай последних лет французской оккупации и распад обреченного семейства рассказчицы. Мемуарный характер носит и книга Боль (La Douleur, 1986), в которой основное место занимает описание пережитого автором в последние дни Второй мировой войны.
РЕНЕ (Resnais) Ален (р. 03. 06. 1922), французский кинорежиссер, сценарист, оператор, монтажер, автор почти 50 фильмов.
Лидер философского направления в авторском кино Франции.
Родился в городе Ван на северо-западе страны. Закончив среднюю школу, на рубеже 40-х годов переезжает в Париж. После двух лет учебы на актерских курсах поступает в киношколу ИДЕК, где получает профессию монтажера. С детства интересуясь кинематографом, в 14 лет снимает свой первый любительский фильм "Фантомас"; в 1946 делает еще два несохранившихся неигровых фильма. Путь в кинорежиссуре начинает с документальных картин, посвященных судьбам художников и их творчеству: "Ван Гог" (1948, приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, премия "Оскар", 1950), "Гоген" (1950). Внимание общественности обратил на себя пронизанный страстным антивоенным пафосом фильм о шедевре П. Пикассо "Герника" (1950, совместно с Р. Эссансом; Гран-при МКФ в Пунта дель Эсте, 1952); антиколониалистская тональность ленты о негритянской скульптуре "Статуи тоже умирают" (1953, совместно с К. Маркером; премия Жана Виго, 1954) привела к цензурным преследованиям. Широкий международный резонанс получил снятый по сценарию Ж. Кейроля фильм о концлагере Дахау "Ночь и туман" (1955, премия Жана Виго, 1956). В 50-е годы, осуществляя постановки еще нескольких документальных лент (наиболее примечательная из них - "Вся память мира", 1956, посвященная сокровищам Национальной библиотеки Франции), Рене сближается с "группой тридцати", сплотившей прогрессивных кинематографистов в борьбе за радикальное обновление национального кино; творческое ядро этой группы впоследствии приобрело известность по именем "новой волны", в русле которой на рубеже 60-х годов стало восприниматься и творчество Рене - создателя игровых фильмов.
Не разделяя экстремистских взглядов ряда деятелей этого направления, режиссер был солидарен с идеологами "новой волны" в главном: в понимании кино как уникального зеркала реальности, как "правды двадцать четыре раза в секунду".
Принципиальное своеобразие творчества Алена Рене определялось глубиной философского видения действительности, роднившей работы Рене с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Сартра и Камю, экзистенциальными этюдами Дюрас и де Бовуар и др.
Основным содержанием фильмов режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Его герои - плоть от плоти своего трагического времени, будь то француженка из послевоенного Невера и японец, чудом избежавший ядерной бомбардировки Хиросимы - в дебюте режиссера на ниве игрового кино "Хиросима, моя любовь" (1959, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), мужчина и женщина из аристократического круга, год назад якобы встретившиеся на некоем курорте в Мариенбаде - в его следующей ленте "В прошлом году в Мариенбаде" (1961, Гран-при МКФ в Венеции), стареющая женщина из Булони и молодой француз, терзаемый призраками кровавых злодеяний колониальных войск в Алжире ("Мюриэль, или Время возвращения", 1963; премия критики МКФ в Венеции, 1963), испанский подпольщик, день за днем продолжающий рисковать жизнью в борьбе с франкистским режимом по заданиям коммунистического центра в эмиграции ("Война окончена", 1966; премия ФИПРЕССИ МКФ в Канне).
В последующих фильмах отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести будет приводить их на грань небытия, а сами ленты - превращаться в разновидность несколько рассудочной игры со временем ("Люблю тебя, люблю", 1968; "Провидение", 1977; премия "Сезар"). Однако, озабоченность художника проблемами добра и зла, войны и мира, нравственности и аморализма остается внутренне присущим ему знаком ("Мой американский дядюшка", 1980, премия ФИПРЕССИ и специальный приз МКФ в Канне; "Жизнь - роман", 1983; "Любить до смерти", 1984).
К несомненным заслугам режиссера можно отнести мастерскую "театрализацию" экранных форм ("Мело", 1986, по пьесе А. Бернштейна), а также изящные иронические этюды о нравах своих соотечественников и современных американцев в фильмах "Я хочу домой" (1989) и "Курить/Не курить" (1993).
Последний фильм мастера - веселый водевиль"Только не в губы", заполненный чудесными номерами настоящего французского шансона. Когда в этой картине появляется откровенно театральный салон середины 20-х годов и разыгрывается легкомысленный, кокетливо-путаный светский сюжет среди дам в бальных платьях и господ в черных фраках, надо знать, с чего все начиналось.
Источник: Николай Пальцев, http://www.megakm.ru/cinema/encyclop.asp?TopicNumber=13378
Эмманюэль Рива (наст. имя Paulette Germaine Riva) род. 24. февраля 1927 г. в Шенимниле (Франция). "Хиросима" - это ее второе появление на экране и первая крупная роль. "Она стала настоящим потрясением для целого поколения зрителей, - отмечено в "Словаре французского кино". - Доминантой роли стал ее голос, более чем лицо или манера внутреннего переживания. Есть такие слова, которые может произнести только она и никто другой, их просто нельзя себе представить вне ее голоса: "Ты меня убиваешь и этим приносишь мне облегчение" или "Зачем отрицать очевидную необходимость памяти...". Скорбный голос Эмманюэль подчинил текст Дюрас, вырвав его из временных оков, и перевел в плоскость неповторимого, единственного в своем роде речитатива. Благодаря ей звуковое кино расширило свой диапазон". Как жаль, что сей аспект фильма для нас непостижим, но замолчать его также было бы неправильным. В последующем Рива либо пыталась повторить свою "звездную" роль, либо ее работа оказывалась слишком обыденной, хотя снималась она немало и, возможно, еще не закончила карьеру. Достаточно вспомнить: "Глаза, рот", "Три цвета: синий", "Тень сомнения", "XXL", "Красота "Венеры", "Это - жизнь" (2001 г.).