ХАРАКТЕР / KARAKTER

70 руб., в предварительной продаже 40 руб.

Нидерланды - Бельгия, 1997, 122 мин.
режиссер: МАЙК ВАН ДИМ (дебют)
в ролях:
ЯН ДЕКЛЕР БЕТТИ ШУУРМАН ФЕДЯ ВАН ХЮЭТ ТАМАР ВАН ДНЕ ДОП ВИКТОР ЛОУ

Оскар за лучший иностранный фильм, 1998
Большой приз жюри международного кинофестиваля в ЛосАнжелесе:
Приз Серебряная камера и приз зрительских симпатий оператору Роджеру Стофферсу на международном фестивале кинооператорского искусства в Македонии
Приз Золотая лягушка оператору Роджеру Стофферсу на международном кинофестивале операторского искусства в г Лодзь (Польша)
Приз недели кинорежиссеров на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Порто (Португалия)
Национальная бельгийская кинопремия им. Йозефа Плато Яну Деклеру за лучшую мужскую роль. Номинация на лучший игровой фильм.
Главный приз «Золотой теленок» за лучший фильм и специальный приз актеру Яну Деклеру на Нидерландском международном кинофестивале, Утрехт.
Гран при Международного кинофестиваля в Париже, приз за лучшую мужскую роль Яну Деклеру. Номинации на лучшую женскую роль (Бетти Шуурман) и лучшего режиссера (Майк Ван Дим).

авторы сценария
ФЕРДИНАНД БОРДЕВАЙК
МАЙК ВАН ДИМ
ЛОРЕНС ГЕЕЛС
РУУД ВАН МЕГЕН

оператор
РОДЖЕР СТОФФЕРС

музыка
ПАЛЕЙС ВАН БОЙМ

Ссылки: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФИЛЬМА

Лучше воспитать сына в одиночестве, чем принять запоздалое предложение официально оформить отношения... Лучше годами работать за гроши в конторе, шаг за шагом выгрызая себе место под солнцем, чем попросить отца простить денежный долг... Лучше бросить сына в тюрьме, чем проявить слабость простых человеческих чувств... Герои этого фильма не сошлись характерами. Непреклонная, жестокая, угнетающая, ломающая жизни и судьбы воля... Железный, неподвластный ни сердцу, ни разуму характер... Ни шага в сторону от намеченной цели, ни копеечной сделки с собственной совестью...

Действие фильма происходит в 1920 годах, на фоне сумрачных красно-коричневых красок северной Венеции. Респектабельный молодой юрист арестован после того, как безжалостный, наводящий ужас на весь город судебный пристав Древерхафен был найден мертвым. Юноша клянется, что он невиновен, но полиции удается узнать, что убитый — его отец. Начинает раскрываться необычная, патологическая история жизни и любви Древерхафена.

СУРОВОЕ ОБАЯНИЕ ГОЛЛАНДСКОГО ХАРАКТЕРА

Блестящий фильм малоизвестного голландского режиссера был награжден «Оскаром» как лучший иностранный фильм. Об этом можно было бы и не говорить — мало ли какие фильмы в Голливуде считают лучшими иностранными (взять хоть те же «Утомленные солнцем»), но это был год камероновского «Титаника», а значит, фильм голландца можно смело называть и лучшим вообще в 1997 году — хотя бы потому, что блокбастер Джеймса Камерона вообще к искусству отнести очень трудно.

Мик ван Дием снимал фильм с очень ограниченным бюджетом, но с неограниченным вкусом. Отсутствие на съемочной площадке сколько-нибудь известных актеров пошло фильму «Характер» только на пользу: в сугубо голландскую ткань фильма, в сумрачные пейзажи каналов и красно-коричневое полотно урбанистических мистерий вряд ли удалось бы органично втиснуть заезжую знаменитость — известное лицо только мешало бы восприятию сюжетных коллизий. А воспринимать там есть что.

Стержневая фигура фильма — судебный пристав Древерхафен — личность неоридинарная, необычайно развитой силы воли, которая помогает ему вершить правосудие методами жестокими, далекими от принципов гуманизма. Чего стоит сцена выселения бедняков из-за долгов домовладельца. Сердце Древерхафена не дрогнуло даже при виде умирающей женщины — он просто своими руками выбросил ее тело на улицу. У этого монстра, этого слепого орудия рока есть служанка — такая же молчаливая, никогда не улыбающаяся, как и он сам. Он и она один-единственный разрешили себе расслабиться и соединиться в пленительном экстазе любви, что, впрочем, звучит издевательством в применении к арктически суровому нидерландскому совокуплению, показанному в фильме. Попутно замечу, что в фильме всего две женщины. Обе вполне соответствуют популярной европейской остроте — «Если из окна вагона вы замечаете, что коровы становятся симпатичней женщин, — значит вы уже в Голландии».

Итак, по прошествии девяти месяцев после вышеозначенного визита Древерхафена в постель девицы Катадрефе родился наш герой — то есть главный герой фильма — Якоб Виллем. Судебный пристав Древерхафен, этот немилосердный законник, железная рука, гроза всех бедняков, был честен и с собой — он переслал бывшей служанке предложение выйти за него и чек на кругленькую сумму. Но коса нашла на камень — у Якоба (мальчика назвали по матери) Катадрефе оказался столь же непреклонный характер, умопомрачительное, гипертрофированное чувство собственного достоинства (горд, как нищий — говорят испанцы), которое устояло перед локомотивом воли Древерхафена, настаивавшего на своем ровно тринадцать раз. После этого между ним и матерью его ребенка началась необычная война, мишенью в которой был главный герой «Характера», безумно хорошо сыгранный Федей ван Хюэтом.

Да, чуть не забыл существеннейшую деталь: действие фильма происходит в основном в двадцатые годы, что само собой придает «Характеру» дополнительный колорит. По ходу фильма то и дело вспоминался «Жестянной барабан» Шлендорфа: любят европейские кинохудожники, что ни говори, исторические фоны пользовать. В них говорит театральная традиция, в отличие от американских киноремесленников, в которых постоянно звучат голоса переселенцев на Дикий Запад, устное творчество создателей эпохальных легенд.

«Характер» обязательно понравится именно поклонникам (не говоря уже о блюстителях!) европейского кинематографа так называемой «новой волны». Рванный темп, активное использование диалогов (в том числе и внутренних), клипов, мелкая нарезка кадров, скупой донельзя свет, приглушенные, задрапированные тона и темные цвета. Шлендорфа я уже упоминал, добавим, что не в меньшей степени Мик ван Дим наследовал Годару, Лелюшу, Бертолуччи и Гринуэю. Ни вижу в этом ничего плохого — не на «Доберман» же ориентироваться в нынешнем европейском кинематографе. Одним словом, «Характер» очень удачный фильм. И если по европейской оценочной шкале и не тянет на шедевр (6 баллов), то уж 4,5-5 — это его заслуженная оценка.

Пропорционально сложенный сюжет, грамотная работа камеры, замечательная актерская игра ставят его в ряд фильмов, которые хотел бы иметь в своей коллекции любой ценитель киноискусства.

Олег Измайлов, с небольшими сокращениями

МАЙК ВАН ДИМ (1959) впервые проявил режиссерский талант будучи студентом факультета голландского языка и литературы на подмостках университетской театральной сцены: в спектаклях современной классики «Кто боиться Вирджинии Вульф» и «Невеста утром». Но с детства его влекло кино. Он бросает Университет, чтобы работать кинокритиком, и затем в 1987 году поступает в Академию кино и телевидения Нидерландов.

Он с триумфом оканчивает Академию с дипломным 45-минутным триллером «Аляска», выступая в этом фильме как автор сценария и режиссер. Это был первый студенческий фильм в истории нидерландского кино, завоевавший Золотого Теленка (голландский аналог Оскара) в номинации «Лучший короткометражный фильм года». Выдающиеся кинематографические достоинства и необыкновенная визуальная форма этой картины сделали ее знаменитой во всем мире. Она была показана на культовом кинофестивале артхауса в Сандэнсе (США) в 1991 году. Фильм также получил Гран при фестиваля студенческих выпускных фильмов во Франции (1990).

В 1993 и 1994 годах Ван Дим работал над престижным голландским телесериалом «Called to the Bar» и заработал серьезную репутацию актерского режиссера, что во многом открыло ему путь к полнометражному дебюту, которым стал «Характер». Фильм получил огромное число наград, в том числе и американского Оскара.

МАЙК ВАН ДИМ. Интервью для официального сайта.

— О чем Ваш фильм?

— Если вкратце, то это эпическая история о молодом человеке, всю жизнь боровшемся с тиранией своего отца. Действие разворачивается в Голландии в начале 20х годов. Если говорить о жанре, то это драматическая любовная история, выраженная в форме триллера. Атмосфера и тональность фильма пожалуй могут вызвать у англоязычной аудитории ассоциации с произведениями Чарльза Диккенса.

— Так Вас вдохновил Диккенс?

— Скорее, неосознанно, хотя я с радостью восприму это как комплимент. Картина представляет собой адаптацию романа «Характер», сплавленную с моими собственными фантазиями, и представлениями о его персонажах в тот исторический период.

— То есть фильм основан на книге?

— Да, он снят по очень известной одноименной классической голландской новелле 1938 года Фердинанда Бордевайка.

— И как отреагировали голландские литературные критики?

— Мы были готовы к определенному непониманию, но когда фильм вышел, им понравилось. Несмотря на все изменения и новые элементы, все они почувствовали, что картина очень близка к духу книги и концепции автора.

— Где Вы нашли актеров?

— Яна Деклера Вы должно быть помните по «Антонии», оскаровскому лауреату. Он не только настоящая театральная легенда голландскоговорящей части Бельгии, он также был ведущим актером фламандского кино 70х годов. Помимо того, что он блестящий актер, для нас было важно его физическое присутствие в кадре. Его монументальная фигура много раскрыла в этом образе. Это действительно ХАРАКТЕР, и я обожаю его! Ян был единственный профессиональный киноактер на площадке. Все остальные пришли к нам в кино из театра, а исполнителя второй главной роли, Федю ван Хюэта, мы привели на картину прямо из театральной школы.

— Он напоминает Роберта Дауни младшего.

— Конечно! Но, честно говоря, мы обнаружили это сходство, только отсняв добрую половину фильма. В определенный момент нам понадобилось изменить его внешность, поскольку его герой по сюжету становился старше. Мы отсматривали этот материал, и вдруг неожиданно произошел сдвиг сознания: нам показалось, что Федя — это не Федя, а Роберт Дауни младший. Его новый грим, прическа и произвели такое раздвоение личности.

— Судя по профессиональному уровню, на каком сделан «Характер», не вериться, что это Ваш дебют в большом кино.

— Ну так я — суперпрофи! Шучу. Семь лет назад, я выпустился из Амстердамской киношколы. Мой студенческий фильм получил голландский эквивалент Оскара и высшую награду студенческой киноакадемии в Лос Анжелесе. Но в то время я еще не был готов к полнометражному фильму. Лоренс Геелс, продюсер «Характера», предложил мне первую работу. Я был сценаристом и первым ассистентом режиссера на его фильмах. Попутно я написал англоязычный сценарий, который благополучно сгинул в Голливудском аду. Затем мне предложили снять эпизод для известного голландского сериала. Мне понравились и съемочная группа и сценаристы, так что я решил задержаться там на пару сезонов, и это было великолепное время!

Быть режиссером сериалов — это все равно что снимать мини-игровые фильмы. Я выбирал нужную мне натуру, переписывал сценарии, как это было нужно мне, и все такое. И вот как-то за ужином с Лоренсом я сказал: «Как насчет романа „Характер“, который Вы так давно хотите экранизировать?». Это была одна из его любимых книг, и я попросил дать мне возможность написать сценарий и поставить его. Мы начали обсуждать эту идею, и через двадцать минут огонь разгорелся в моих глазах. С того момента до премьеры прошло 2 года и три месяца. Для датского кино такого уровня — очень быстро!