"ФАНДО И ЛИЗ" ФЕРНАНДО АРРАБАЛЯ
режиссер: АЛЕХАНДРО ХОДРОВСКИЙ
ч/б.,
посвящен памяти Самюэля Розенберга
по одноименной пьесе Фернандо Аррабаля
операторы:
РАФАЭЛЬ КОРКИДИ
АНТОНИО РЕЙНОСО
музыка:
МАРИО ЛОЗУА
ГЕКТОР МОРЛИ
ПЕПЕ АВИЛА
монтаж
ФЕРНАНДО СУАРЕС
ССЫЛКИ:
Официальный сайт режиссера (на исп. яз.)
Комиксы Алехандро Ходоровского (на фр. яз.)
Фернандо Аррабаль. "Фандо и Лис". Пьеса.
Биография Фернандо Аррабаля
О фильме Ходоровского "Священная гора" на сайте Ижевского киноклуба
О фильме Ходоровского "Крот" на сайте Ижевского киноклуба
Посмотри этот фильм до того, как он посмотрит тебя!
слоган к фильму "Фандо и Лиз"
О мистическом городе Тар рассказывают легенды, сам он, пережив не одну войну, выстоял, именно там можно познать вечность, постигнуть величие океана, понять саму жизнь, избавиться от тяжких недугов... Юноша Фандо катит на тележке белокурую красавицу Лиз, парализованную ниже пояса, в поисках Тара, надеясь что в нем девушка сможет излечиться и родит ему много детей. Иногда ему приходится тащить ее на собственной спине. По пути им встречаются самые невообразимые люди, и их долгий путь более походит на кошмарный сон…… Алехандро Ходоровский соединяет здесь сюрреалистическую красоту и жестокость, создав странную картину о потере невинности, любви и садомазохизме, о тщетности поисках рая.
Запрещенный в Мексике и изуродованный американскими прокатчиками "Фандо и Лис" тридцать лет пролежал в архиве и только в 1999 был восстановлен и выпущен на видео. Благодаря этому фильму, Ходоровский стал единственным режиссером на свете, которому удалось уничтожить целый кинофестиваль, причем довольно известный - в 60-е годы в Акапулько приезжали многие голливудские звезды. На фестивальной премьере "Фандо и Лис" озверевшие зрители устроили погром в кинозале; Ходоровский, которого поджидавшая на улице толпа собиралась линчевать, спасся, спрятавшись в багажнике лимузина. После этого скандала в 1968 году фестиваль в Акапулько закрылся навсегда. Фильм был запрещён, Ходоровского объявили еретиком, отдали под суд и чуть не выслали из страны.
- Сначала их шокировало, что четыре седовласые матроны играют в карты, соблазняя при этом усатого мужчину в одних трусах. Ставка в игре - консервированные абрикосы, - это мужские яйца! А драка в зале началась, когда мой персонаж вырезал у куклы дыру между ног и стал запихивать туда маленьких змей. Не понимаю, почему они хотели меня убить, - это такая красивая сцена!
Алехандро Ходоровский
К началу съемок фильма автор уже порвал с сюрреализмом и сюрреалистами. Из "политических соображений" - мол, течение стало попсой. И стал апологетом театра абсурда. Но первая любовь забывается не так уж быстро, а у некоторых не забывается никогда. Посему "Фандо и Лис" вышел трехголовым мутантом: здесь соединяются драматургические приемы театра абсурда, образность сюрреализма и психоаналитические аллюзии (к психоанализу у маэстро самое серьезное отношение). За основу взята пьеса одного из отцов-основателей театра абсурда, испанца Фернандо Аррабаля, которого Ходоровский усадил и за сценарную переработку пьесы. "Фандо и Лис" можно расценивать как попытку модернизации жанра. Здесь есть богатый эстетский текст (в сравнении с Беккетом или Пинтером) - своеобразная стилизация Апокалипсиса. Есть движение - много движения, много суеты.
Как и заведено в приличной пьесе абсурда, по сюжету происходит нечто вроде конца света. На Земле остался лишь один волшебный город Тар, да и то берут сомнения - не утешительная ли это выдумка для бесцельно бродящих по каменным пустыням людей. В чем метод Ходоровского? Он искажает реальность, не искажая ее составляющих, а только нарушая связи, извращая мотивировку. Здесь не встретишь людей безо рта, как у Бунюэля, зато попадется Папа Римский, валяющий античные статуи. Бунюэля, кстати, вспоминаешь сразу, его "Андалузского пса" и "Золотой век". Некое этнокультурное и психопатологическое родство у этих работ с "Фандо и Лис". И даже внешне-биографическое. Вплоть до того, что обоих режиссеров собирались бить после премьеры. Вплоть до того, что "Фандо и Лис" снят, возможно сознательно, а возможно из-за недостатка средств, так, как снимали в 30-х - грубо, примитивно, с массой технических дефектов. Но по части эпатажности, дерзости образы и гэги Ходоровского, могут оставить Бунюэля далеко позади.
по материалам Игоря Галкина, http://www.kino.orc.ru
"ФАНДО И ЛИЗ" ФЕРНАНДО АРРАБАЛЯ
Не заключается ли величие жизни человеческой целиком и полностью в попытке преодоления её великой тщетности? Боль, происходящая из этой тщетности - вот предмет пьесы Фернандо Аррабаля "Фандо и Лис", написанной им почти полвека назад.
Боль бытия ищет утоления. В любви, конечно, в первую очередь. Но и в жестокости. Боль о тщетности полного единения с близким человеком, о тщетности обретения себя в другом часто именно в жестокости пытается найти выход. Одному больно - и близкому непременно будет ад по самую макушку в ловушке созависимости. "Колёса любви,- это знала Ева, это знал Адам,- едут прямо по нам..."
Фернандо Аррабаль, испанец по происхождению - один из известных современных французских писателей, автор более двадцати томов произведений. В советское время на русском не издавался. Его начали переводить недавно: издательство "Текст" выпустило две вещи - "Необычайный крестовый поход влюбленного кастрата, или Как лилия в шипах" и "Мадонну". Людмила Рошкован поставила его "Молитву" в 1993 году.
Аррабаль, вместе с Алехандро Ходровским - основатели "панического театра". В названии жанра использовано имя древнегреческого божества Пана, с которым связаны праздничные ритуально-театральные шествия. Не паника как истерический страх, но - как "способ быть, управляемый смятением, юмором, ужасом, случаем и эйфорией". Считается, что самой иллюстративной вещью в этом жанре является его "Архитектор". "Фандо и Лис", однако, не менее репрезентативна и исследует с помощью арсенала всевозможных "панических" средств на философском и художественном уровнях человека страдающего, иррационального, инстинктивного, в перманентной тоске о счастье, которое, будто бы, отдельно от него пребывает в специальном месте. Драматург по-снайперски точно попадает в скрытые тайны взаимозависимости двух страдающих и любящих людей. При этом "орхидеи извращённого воображения" Аррабаля, выражаясь словами М. Кундеры о нём, цветут, и зритель то и дело переживает то шок, то душевное смятение.
Тар - место, куда нельзя человеку не стремиться - тупо, методично двигаться в его направлении, вымещая свою боль на близком, лупцуя до смерти слабого и любящего.
НАМУР. Разве вы можете прекратить попытки добраться в Тар?
ФАНДО (стесняется). Нет.
НАМУР. Видите? Вы всегда будете пытаться. (...)
Тар - локус, созданный Аррабалем, оперирующим архетипами не первой свежести,- им и подобает быть таковыми - это символ великой тщетности - непреодолимой и мучительной неполноты человеческого бытия, когда счастливым можно быть лишь там, где нас нет - в Таре Аррабаля, Изумрудном Городе Баума, граде Китеже (тщета для целого народа) или других локусах человеческих иллюзий, а также с кем-то, кто не парализован, или не увечен каким-то иным манером - с тем идеальным, кто создан, чтобы отвечать на запросы нашей пустоты и боли.
Валерия Шишкина (12/07/04)
Фернандо Аррабаль
ИЗ ЭССЕ "ПАНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК"
Художник всегда создает, исходя из двух основных задач: поиски механизмов памяти и правил случая. Чем больше произведение художника будет управляться случаем, смятением, неожиданностью, тем более оно будет богатым, вдохновляющим и обаятельным. Интерпретация мира, направленная по оси этих двух проблем, будет следовательно интерпретацией или видением ПАНИКИ.
Характеристика панического человека:
- Это честный человек своего века.
- Безумный талант.
- Ясный энтузиазм.
- Многожанровая деятельность, как во времена Ренессанса.
- Отказ от рискованных авантюр (обычно, например, он не кончает самоубийством).
- Он осуществляет критику теории познания, отыскивая ее механизмы.
- И особенно: ОТКАЗ ОТ ЗАКОНОВ ГРАВИТАЦИИ.
Панический человек культивирует несколько общих мест:
- Гуманизм, универсализм, прогрессизм, пацифизм, антирасизм, агностицизм и так далее.
Паника - это "способ быть", управляемый смятением, юмором, ужасом, случаем и эйфорией. С точки зрения этической, паника имеет базу для практики в морали во множественном числе, с точки зрения философской - аксиому "жизнь есть память, человек есть случай". Паника находит свое самое полное выражение в паническом празднике, в театральной церемонии, в игре, в искусстве и в безразличном одиночестве. Отныне я заявляю, что "паника" - это не группа, не художественное или литературное течение; это, скорее, стиль жизни. Или, скорее, мне все равно, что это. Я даже предпочитаю назвать панику антидвижением, чем движением.
Перевод А. Гальего и С. Юрьенена
БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА
Алехандро Ходоровски (исп. Alejandro Jodorowsky) - актёр, режиссёр, продюсер, композитор, мим, писатель, автор комиксов и психотерапевт. Особенно известен своими эзотерическими, сюрреалистическими и шокирующими фильмами, а также рядом комиксов. Кроме того, он - спиритуалист, придерживающийся течения нью-эйдж, и один из ведущих мировых исследователей Таро. С конца 1990-х годов большое внимание уделял разработке психотерапевтической методики под названием психомагия, нацеленной на излечение от психологических травм, полученных на ранних стадиях жизни.
Он родился в г. Икик, Чили, 7 февраля 1929 года. Его семья бежала от погромов из царской России буквально на край света. Отец мечтал о карьере врача для своего сына, но сын связался с театром марионеток. В 1942 году он переехал в Сантьяго, поступил в Университет, работал цирковым клоуном, актером кукольного театра. Организовал театр мимов, который давал представления в Экспериментальном театре Университета Чили.
В 1955 году он отправляется в Париж, где вместе с Марселем Марсо изучает пантомиму. Работал с Морисом Шевалье, в 1957 году снял свой первый фильм "Отрубленные головы" ("Les Tetes interverties"), который не сохранился. Ходровский сошелся с сюрреалистами Роландом Топор и Фернандо Аррабалем, и в 1962 году они создали движение "Паника", в честь языческого бога Пана, провозглашающее своими тремя началами ужас, юмор и одновременность. В составе этой группы он написал несколько книг и театральных пьес. К концу 60-х он поставил ряд авангардных спектаклей в Париже и Мехико, создал серию комиксов "Fabulas Panicas", и снял свой первый из "выживших" фильмов, "Фандо и Лис" ("Fando y Lis", 1967), сюрреалистическую любовную историю, по пьесе Ф.Аррабаля.
Второй фильм Ходоровский, сюрреалистический и экзистенциальный вестерн "Крот", был снят в 1970 году и сразу же стал культовым. "Крот" принес Ходоровски мировую известность, благодаря которой Джон Леннон посредством своего продюсера Аллена Кляйна, предложил финансировать его следующий проект, которым стал фильм "Святая гора", снятый в 1973.
В 1975 году Ходоровский возвращается в Европу и начинает работу над невиданной доселе кинопостановкой: экранизацией романа Франка Герберта "Дюна". В фильме должны были сниматься Сальвадор Дали и Орсон Уэллс, музыку написать Pink Floyd, а над визуальной стороной трудиться Гигер, О'Бэннон (которые позднее работали над фильмом "Чужой"), а также Жан "Мебиус" Жиро. Однако фильм Ходоровским так и не был снят - из-за постоянных переносов начала съемок продюсеры отказались от проекта. Оставшиеся от него более чем 3000 рисунков легли в основу комикса "El Incal". В конце концов роман в совершенно ином стиле экранизировал Дэвид Линч.
Следующим фильмом Ходоровского стал "Бивень" ("Tusk", 1979), история дружбы девочки и слона. Картина была дружно обругана критиками. В начале 80-х вместе с Мебиусом и другими художниками он работает над многочисленными комиксами, графическими и анимационными проектами, пишет книги. В 1989 он возвращается в режиссуру и снимает "Святую кровь" ("Santa sangre"), фильм, получивший широкий мировой прокат и восторженные отзывы кинематографистов. В 1990 году он приглашает Омара Шерифа и Питера О'Тула в свою следующую, на этот раз оказавшуюся провальной, картину " Вор Радуги" (The Rainbow Thief). В течение 90-х годов в содружестве с многочисленными художниками-графиками Ходоровский продолжает работать в сфере анимации.
В 2000 году Ходоровский получил премию имени Джека Смита за вклад в кинематограф на чикагском фестивале андерграундного кино. На фестивале, который посетил режиссёр, были показаны его фильмы "Крот" и "Святая гора", однако, до последнего момента не было ясно позволят ли власти показ этих картин с неясным легальным статусом. Из-за конфликта с Алленом Кляйном, владеющим правами на фильмы "Крот" и "Святая гора" - эти картины официально не издавались. И только в 2005 году разногласия были улажены и было объявлено о подготовке этих фильмов к выпуску на DVD.
В 2005-2006 году Ходоровский работает над фильмом "Сыновья Крота" ("Los Hijos del Topo"), продолжением его знаменитой работы "Крот", 1970. Главного героя, как и в первом фильме, играет сам Ходоровкий, а его сыновей Авеля и Каина играют… сын режиссера Аксель Ходоровский и Мерлин Мэнсон.
Ходоровский-писатель издал не меньше дюжины прозаических книг, особенно активно пишет и публикуется с начала 90-х годов, вот несколько названий: "Кровожадные страсти пустоты", "Там, где птица лучше поет", "Паническая терапия", "Евангелие для излечения", "Мудрость анекдотов", "Мальчик черного четверга", "Альбина и мужчины-псы" и посвященный России - "Дерево повешенного бога".