ТОСКА ВЕРОНИКИ ФОСС
DIE SEHNSUCHT DER VERONIKA VOSS

ФРГ, 1984, 104 мин.
режиссер: РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР
в ролях:
Розель Цех, Хильмар Тате, Корнелия Фробесс, Аннемари Дюрингер, Дорис Шаде и др.

v  Гран-при "Золотой медведь" Берлинского фестиваля, ФРГ, 1982
Профессиональная награда "Немецкая камера" оператору фильма Ксаверу Шварценбергеру за лучшую операторскую работу 1982 года.
Международный кинофестиваль в Мюнхене, ФРГ, 1982: лучшая актриса (Розель Цех).
Приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Торонто, Канада, 1982.
Номинации на национальную кинопремию Deutscher Filmpreis, ФРГ, 1983: лучшая мужская роль (Хильмар Тате), лучшая женская роль (Розель Цех), лучшая женская роль второго плана (Корнелия Фробесс и Аннемари Дюрингер).

черно-белый

автор сценария:
РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР
ПЕА ФРЁЛИХ
ПЕТЕР МАРТЕСХАЙМЕР

оператор
КСАВЕР ШВАРЦЕНБЕРГЕР

музыка
ПЕЕР РАБЕН

монтаж
ЮЛИАНЕ ЛОРЕНЦ

 

Кадр из фильма "ТОСКА ВЕРОНИКИ ФОСС / DIE SEHNSUCHT DER VERONIKA VOSS"

Германия 1950-х. Возвращаясь поздним вечером домой, спортивный журналист Роберт Крон видит мокнущую под проливным дождем даму и любезно приглашает ее под зонтик. Роберта сразу заинтриговывает, как такая красивая и богатая женщина могла оказаться одна в безлюдном парке, а знаменитую еще в недавние времена кинозвезду нацистской Германии Веронику Фосс располагает к незнакомцу то, что он далек от кино и даже не узнает ее...

"Вероника Фосс" - черно-белый фильм вовсе не о том, как морфий неумолимо губит ту, что была "всего лишь" звездой, "всего лишь" немецкой женщиной в эпоху газовых камер, а о самой сути кинематографа, о черном цвете и о цвете белом. Словно соблазнившись японской эстетикой, он поставил с ног на голову смыслы, вкладываемые в них европейцами.

Черный - это жизнь: темнота кинозалов и ночь, до поры до времени оберегавшие пугливую птицу Веронику, плащ идеалиста Крона, перчатка, грозящая отмщением отродью доктора Мабузе, ныне известному как "доктор Кац". Белый несет смерть. Ее излучают стерильные халаты врачей-убийц, она врывается на экран ослепительным светом. Как-то раз Фассбиндер указал себя в титрах не как режиссера, а как "директора постановки", а-ля тридцатые. Вряд ли он всерьез хотел быть автором комедий с Вероникой Фосс: он просто снимал ХХ век с точки зрения проигравших. А в лихорадочно возвращающейся к жизни Германии поражение потерпели все: и те, кого освистали, как Веронику, и те, кто выжил в Треблинке.

Победил лишь один всемогущий бог одиночества, тоски и тревоги - бог Морфий. Впрочем, Фассбиндер прекрасно понимал, что история входит в частную жизнь не как трагедия, а как мелодрама, и былые звезды вовсе не умирают, а просто переселяются на бульвар Заходящего Солнца.

afisha.ru

 

Типичная героиня черно-белого классического. Взбалмошна и раздражительна. Не переносит яркий свет. Любит соблазнять беззащитных мужчин и разыгрывать патетические сцены. Зависима от морфия и от доктора, которая ее лечит. Больше всего боится стать никому не нужной.

Вероника Фосс пережила вместе со страной все взлеты и падения. В конце войны, когда очевидность поражения совпала с первыми неудачами в творчестве, Вероника стала испытывать невыносимые боли. Она обратилась к доктору Марианне Кац, которая впервые и прописала ей морфий. Боли прошли. Но облегчение каждые раз было временным. Ей снова и снова нужны были ампулы с лекарством. Чтобы по-прежнему чувствовать себя в порядке.

Она находит свой путь смириться с поражением. С поражением себя как актрисы и с поражением своей страны. Морфиновые грезы заменяют взбалмошной кинозвезде боль столкновения с реальностью.

Судьба актрисы, лучшие годы которой - в прошлом, напоминает судьбу ее родины. Германия, соблазненная идеей превосходства над другими народами и идеей мирового господства. Нация, пережившая экзальтированный восторг марширующей толпы. Увлеченная в завоевательную войну и почувствовавшая вкус крови настигнутой добычи… А затем - раздавленная, побежденная, расчлененная. Ужаснувшаяся содеянному. Переживающая переоценку ценностей. И не желающая смириться со своим позором.

Вот как друг Вероники пишет о состоянии людей, живущих в это время:

Опустошенная память.
Пять чувств как стекляшки.
Без листвы. Без надежд.
Хорошо бы вчера умереть.
А в сегодняшний день мы вгрызлись как псы.

РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕРВполне в традициях немецкого искусства, в образе актрисы Фасбиндер воплощает Германию первого послевоенного десятиления, растерянную и задыхающуюся. Как жить народу, за плечами у которого - Освенцим и Треблинка? Как жить актрисе, про которую каждый может сказать: "У нее было ЧТО-ТО с Геббельсом?"

Вероника Фосс в погоне за прошлым, прошлое в погоне за Вероникой Фосс. Ей хочется оставаться великой звездой и ослепительной женщиной, но она в ужасе вырывается от старой поклонницы, когда та называет военные годы "чудесными временами".
Фасбиндер говорит о том, как трудно расставаться с прошлым - но не тем, кто пережил его в лагерях и плену. А тем, кому не повезло: они были счастливы в ТЕ годы.

Жизнь Вероники Фосс - это игра света и тени, блестящая карьера на фоне холокоста, череда романов и одиночество, роскошные наряды и морфиновая ломка, тоска по славе и боязнь яркого света, гламур высшего общества и больничная камера. "Свет и тень - две главные тайны кино", - говорит актриса.

Именно этот контраст очаровывает репортера Роберта - с чего бы иначе ему влюбиться в припадочную морфинистку? Он любит ее так, как любят кино - восхищаясь и сомневаясь, что такое возможно.

Вероника Фосс - персонаж нарядного классического кино: белая кожа без изъяна, темные глаза, театральные жесты и детально продуманные монологи. Она появляется в свете огней и блеске драгоценностей, в помещениях, залитых светом или погруженных во тьму. Роберт Крон - типичный герой киномодерна, который наступает в пепельницу, вставая с постели; мямлит что-то необязательное и похож на простого человека среднего класса. Его камера снимает по-другому, в стиле "новой волны": доходит до того, что половина экрана может быть занята темным пятном. Соединив их в одном кадре, Фасбиндер сталкивает героиню минувших дней и нового героя. Вероника получает шанс расстаться с прошлым и пережить свой жизненный кризис. Она сама чувствует это.

Но она уже не может освободиться. Ее жизнь - это один сплошной фильм. Границы между экраном, реальностью и наркотическими грезами давно стерты. Она не желает становиться простой. Она все время играет и допинг в виде алкоголя и наркотиков необходим ей постоянно.

"Теперь я принадлежу вам и могу подарить вам только мою смерть", - эта фраза звучит в картине дважды. Первый раз - в старом фильме, где Вероника играет наркоманку, которая отдает свой дом за очередную дозу "грез". Актриса смотрит его из зрительного зала. Мужчина, сидящий рядом с ней - Райнер Вернер Фасбиндер.

Второй раз Вероника произносит эти слова перед смертью, прощаясь с доктором, которая исправно снабжала ее морфием, а теперь собралась позволить ей умереть.

Вероника Фосс не хочет меняться. Она истратила все, что у нее было на наркотики. И она умирает, также как жила: подкрасила губы, сорвала скатерть со стола, красиво раскидав лекарства и инструменты. Эффектно "в диафрагму" проглотила смертельную дозу снотворного. Свет в зале, аплодисменты.

Но это еще не все, в фильме есть второй финал.

Также, как и в жизни: через несколько месяцев после завершения работы над фильмом, Фасбиндера находят мертвым. Причина смерти - наркотики со снотворным и алкоголем.
Миф о смерти кино, висевший "домокловым мечом" над кинематографом в 70-е годы разыгран с шокирующей достоверностью. Жертвы принесены. Зрители испытывают катарсис. Кино может жить дальше. А вот Райнер Вернер Фасбиндер… Самый плодовитый, экстравагантный, и прочая, и прочая…

Олег Сус, Мария Середа (с сокращениями