СОЛНЦЕ
режиссер: Александр Сокуров
автор сценария
Юрий Арабов
художники
Елена ЖУКОВА
Юрий КУПЕР
художник по костюмам
Лидия КРЮКОВА
композитор
Андрей СИГЛЕ
звукорежиссер
Сергей МОШКОВ
монтаж
Сергей ИВАНОВ
сопродюсеры
Александр РОДНЯНСКИЙ, Андрей ЗЕРЦАЛОВ, Антуан ДЕ КЛЕРМОН-ТОННЕР
продюсеры
Игорь КАЛЁНОВ, Андрей СИГЛЕ, Марко МЮЛЛЕР
в роли императора Хирохито Иссей ОГАТА
в роли генерала Макартура Роберт ДОУСОН
в роли императрицы Нагако Каори МОМОИ
в роли адъютанта генерала Георгий ПИЦХЕЛАУРИ
в роли слуги императора Сиро САНО
фильм снят при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ
RAI Cinema (Италия)
Istituto Luce (Италия)
Centre National de la Cinematographie (Франция)
фильм снят при участии
Телеканала СТС, Киностудии "Ленфильм"
производство
НИКОЛА-ФИЛЬМ (Россия)
ПРОЛАЙН ФИЛЬМ (Россия)
DOWNTOWN PICTURES (Италия)
MACT PRODUCTION (Франция)
Полная информация о фильме на сайте "Синефантом": Александр Сокуров о своем фильме и о японских актерах, интервью с режиссером, информация о режиссере и об актерах, интервью со сценаристом Юрием Арабовым
Официальный сайт Александра Сокурова
Этот фильм - третья часть "тетралогии власти" Александра Сокурова, вслед за фильмами "Молох" (1999) и "Телец" (2001). Действие происходит в Японии в конце 1945 года. Главный герой картины - японский император Хирохито. Фильм охватывает события между двумя историческими решениями царственной особы, ломавшими многовековую традицию: объявлением о капитуляции в войне и отречением от своего божественного статуса (потомка богини Солнца). Другой главный герой фильма - американский генерал Дуглас Макартур, командующий союзными войсками. После оккупации Японии он должен был решить судьбу Хирохито и всей императорской династии.
Сценарий фильма "Солнце" написал драматург Юрий Арбатов, основываясь на документальных свидетельствах. Создатели картины консультировались с японскими учеными, стремясь быть предельно достоверными как в изложении исторических фактов, так и в воссоздании интерьеров, деталей быта и манеры поведения всех персонажей фильмов.
По версии авторов фильма, японский монарх сумел в последние месяцы Второй мировой войны принять два исторических решения - объявить о капитуляции Японии и отречься от своего божественного статуса. Александр Сокуров уверен, что тем самым император в трагический для его страны момент продемонстрировал: жизнь народа превыше политических амбиций. По мнению авторов кино ленты, этот поступок императора значительно повлиял на развитие дальнейших исторических событий в Японии.
Роль генерала Макартура исполнил американский актер Роберт Доусон, императора и его окружение сыграли японские актеры. Музыку к фильму записал Мстислав Ростропович.
В большинстве стран "Солнце" будет показано на японском языке с субтитрами. Русская версия идет с закадровым голосом самого режиссера Александра Сокурова.
Мировая премьера фильма состоялась 17 февраля 2005 года на Берлинском Международном кинофестивале. Солнце" стало первой за последние пять лет российской кинокартиной, которая удостоилась чести быть представленной в конкурсной программе этого фестиваля.
Бюджет картины составляет 2,5 миллиона долларов, из них 45 процентов - средства, выделенные Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ
Бог похож на Чарли Чаплина
Текст: Антон Костылев
Фильм "Солнце" Александра Сокурова, посвященный императору Японии, оказался триллером, в котором герой благополучно уходит от погони.
В публичном презрении Александра Сокурова к жанровому кинематографу есть определенный парадокс. Понятие "триллер" к его последним работам подходит лучше, чем "интеллектуальная драма" или другое бессмысленное словосочетание, которым пытаются идентифицировать подобное кино. Фильм "Солнце" - третья часть сокуровской тетралогии о власти, начатой "Тельцом" и "Молохом", - сделан по тем же законам "тревожного присутствия", что и "Психоз". Просто герой, плутающий среди незримой угрозы, это не визгливая блондинка, а император Японии, а угрожающие ему опасности пострашнее маньяка с ножом.
Сцена, открывающая "Солнце", полна драматизма: император Хирохито изволит кушать. Слуга и дворецкий ассистируют богу в утомительном деле поддержания жизни в бренной оболочке. Клаустрофобическая атмосфера бункера, в котором обитает император потрясенной атомными и обычными бомбардировками Японии, окрашена в чуть зеленоватую сепию, придающую интерьерам и лицам сходство с видением из чистилища, где умершие упорствуют в прижизненных привычках.
Но император жив. Слуга диктует распорядок дня: после завтрака военный совет, затем научные изыскания в области гидробиологии, обед, послеобеденный сон. Слуга почтительно напоминает, что императору следует ответить на письмо сына.
Ты изменишь распорядок, когда сюда придут американцы? - спрашивает император. Слуга склоняет голову. День начинается.
События фильма легкими штрихами набрасывают даже не столько причины, сколько обстоятельства, в которых Хирохито пришел к своему решению. Военный совет, на котором генерал с мокрым от слез лицом докладывает, что боевой дух войск высок как никогда, несмотря на голод. Замечания императора по поводу так называемого "стыдливого краба", он же "голова самурая", весьма распространенного в некоторых областях Японии. Первые американцы - солдаты военной полиции, доставившие Хирохито на его первую встречу с покорителем Японии генералом Мак-Артуром. Их странные беседы, в которых неожиданная симпатия оказывается превыше тотального непонимания.
Сокуров утверждает, что работа над фильмом длилась десять лет. Похоже на то - каждый эпизод, брошенное вскользь слово заслуживают подробного исторического комментария.
Но этого не требуется. Достоверность картины заполняет пробелы в осведомленности зрителя точным жестом, правильной интонацией, верно выдержанной паузой. Сложнейший клубок проблем и противоречий одного из ключевых моментов прошедшего столетия зафиксирован в очень простом по форме "Солнце" как дымчатая голограмма, создавая удачный фон для триллера, в котором противником героя является не палач и не убийца, а сама смерть.
Физиология всегда занимала особое место в сокуровских фильмах. Мычание умирающего Ленина в "Тельце" в свое время наделало много шума, так же как интимности из жизни Гитлера в "Молохе". Сталкиваясь с противоречивой, но внечеловеческой иконографией диктаторов, она сплетала смертную телесность с метафизикой власти в драматический парадокс, правда неприятно-гротескного свойства.
Физиология "Солнца", подчеркнутая телесной хрупкостью сыгравшего Хирохито Иссея Огаты, странной манеры героя двигать губами, словно задыхающаяся рыба, подчеркивает телесность императора-бога. Смерть, пришедшая в Японию, растворена в воздухе, которым вынужден дышать этот маленький человек, похожий, по мнению американских репортеров, на Чарли Чаплина, и обладающий такой властью над душами своих подданных, какой не знала никакая диктатура. Бомбежки, превратившие страну в руины, приходят в грезы императора в изумительной сцене, где вместо самолетов на горящий город пикируют гибкие рыбы.
Отречение, оставшееся за кадром, принесло жизнь не только измученной стране. Герой этого триллера уходит от погони. Помеченный смертью вначале, в последних кадрах император, лишенный божественности, уходит на встречу со своей семьей. Власть и смерть, чья природа питается из одного источника, отступают, укрощенные человеческим жестом сострадания.
После этого Хирохито проживет еще 44 года, оставаясь все эти годы императором Японии. Сокуров, закончив "Солнце", намерен ставить "Фауста".