СЕСТРЫ В ССОРЕ/ LES SOEURS FACHEES
первые 100 билетов в предварительной продаже 60 ру, остальные и в день сеанса 100 ру.
режиссер: АЛЕКСАНДРА ЛЕКЛЕР
оператор
МИШЕЛЬ АМАТЬЕ
музыка
ФИЛИПП САРД
Провинциалка Луиза приезжает в столицу и останавливается на 3 дня у родной сестры Мартины, у которой есть все кроме радости жизни, чего у Луизы, напротив, хоть отбавляй. С приездом сестры покой Мартине только сниться… Главную роль в этой феерической комедийной мелодраме сыграла самая загадочная и интеллектуальная актриса Франции Изабель Юппер. Режиссер, юная и никому неизвестная дебютантка, случайно встретила Юппер на парижской улице, когда ждала из школы своего младшего сына, показала сценарий и… великая актриса была сражена.
ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР. Интервью с актрисой.
Как Вы попали на фильм "Сестры в ссоре"?
Традиционным, и в тоже время очень необычным способом Я случайно встретила режиссера Александру Леклер около школы, в котором учится мой младший сын. А до этого один наш общий знакомый как раз говорил мне, что юная дебютантка хочет показать мне сценарий. Я ее совсем не знала, и поначалу сильно удивилась этому совпадению. Ее агент настоял на том, чтобы я все же прочла этот сценарий.
Вам понравился сценарий?
Александра сказала мне, что роль Мартин была написана специально для меня. Это и объясняет ее настойчивость. Мне же после первого прочтения стало ясно, что мой персонаж живой и интересный. Несмотря на то, что некоторые моменты, безусловно, нуждались в улучшении (что понятно, ибо это первый сценарий и первый фильм Александры), но тон всего фильма был задан верный.
На первый взгляд, это чистая комедия, легкая и изящная, но при ближайшем рассмотрении, оказывается, что это кино глубокое и серьезное. Мне сразу понравились и эволюция моего персонажа и развитие ситуаций. Картина затрагивает тонкие грани человеческих отношений, происходящих в семье, между близкими родственниками. А верно выбранная интонация - необычное сочетание горькой иронии, забавных ситуаций и даже некоторых жестоких моментов - заставляет ваше восприятие балансировать на грани.
Еще эта история о жизненном выборе, о непреодолимой разнице между городской и провинциальной жизнью. Париж - это город успеха, изысканного вкуса и непреодолимой пропасти между имиджем и внутренней жизнью. Мартин демонстрирует все внешние признаки успеха: она следит за здоровьем, хорошо одевается, у нее шикарная квартира. Но на душе у нее не все спокойно, и это она особенно чувствует, находясь рядом с сестрой. Она начинает понимать, что именно Луиза, наивная провинциалка, лишенная внешних атрибутов успеха, может привнести что-то важное в ее привычную жизнь.
Две сестры, словно в зеркале, отражают друг друга, но эти отражения быстро тускнеют. Непосредственность Луизы действуют на Мартин раздражающе, а агрессивность Мартин скрывает в себе хрупкость и болезненную душу. Мало помалу они меняются ролями.
Вы осознали эту эволюцию характера своего персонажа с самого начала или она открылось вам уже в период работы над ролью на съемках?
Это было очевидно уже в сценарии, но на съемках все окончательно стало на свои места. С самого начала я многое знала про свою героиню, но все же ее характер существенно обогатился во время работы над ролью, и особенно в процессе наших встреч с Катрин Фро, которая играет мою сестру. С каждым днем я получала все большее удовольствие от игры, от того, что в моей героине открывались все новые глубины. Я благодарна и самой роли и тому, как мое воображение позволило мне ее воплотить.
Каково ваше отношение к Мартин?
Мы довольно скоро поняли, что несмотря на благополучный имидж, внутренне она абсолютно потеряна. Она принадлежит к классу выше среднего, зависима от своего мужа, но, чтобы сохранить независимость, вынуждена работать. Ее непростая ситуация дал мне возможность постепенно сцена за сценой раскрывать образ. Мы можем наблюдать множество самых разных проявлений ее характера: от высокомерного вначале, до абсолютно неуверенного в себе в сцене, когда Луиза открывается ей о своем романтическом приключении. И в конце концов Мартин терпит полных крах, задыхаясь от отчаянья, зависти и ревности. Вначале у нее нет никаких причин для ревности, но сестра оказывается столь раздражающе счастлива, что Мартин срывается. Ей никогда не доводилось испытывать таких чувств, так что эта ревность буквально бьет ее по лицу перчаткой. Мартин была всегда уверена, что ревность - это чужеродная ей эмоция. Она богата, буржуазна, утонченна, а ее сестра всего лишь провинциальная простушка. Какой стыд для Мартин!
Мне нравится момент, когда она просит работу у своей подруги - в этот момент она обнаруживает свою тщательно скрывавшуюся уязвимость. И постепенно открываются самые разные черты ее характера, от грубости по отношению к сестре до необыкновенной душевной хрупкости, когда она осознает, что жизнь прошла мимо нее.
Как Вам работалось с Катрин Фро?
Катрин нравилось репетировать, мне - нет, так что нам обоим пришлось подстраиваться друг к другу. У нас были совершенно разные творческие методы. Эти противоречия следовало преодолеть, что в конечном результате самым благотворным образом сказалось на наших экранных персонажах. Однако в некоторых сценах все же приходилось оставлять за собой право быть самими собой, что очень освобождало.
Повлиял ли на Вас образ Мартин? Испытывали ли Вы желание погрузиться в ее мир, начать жить им?
Да нет, не повлиял. Но то, что я играю, скрыто во мне самой. Этот "другой" становится на время этаким жильцом в твоем теле, что вовсе не препятствует твоей собственной жизни. Мы миримся с существованием друг друга.
Некоторые сцены требовали от Вас большой эмоциональной вовлеченности. Как вы справлялись?
Обычно, персонаж, которого ты играешь, является одновременно и внешним и внутренним отражением актера. Конечно, можно сделать фильм-безделушку, без какой бы то ни было личной вовлеченности в процесс. Но если у вас глубокие отношения с тем, что вы делаете, то это уже экзистенциальное путешествие. И в нем всегда найдется момент, когда ваше собственное прошлое встретится с историей, которую вы рассказываете. Вот почему для меня это особое удовольствие.
Расскажите о своей работе с режиссером.
Я с радостью согласилась принять участие в этом проекте, хотя с самого начала мне пришлось осознать тот факт, что это первый фильм Александры, со всеми плюсами и минусами этого обстоятельства. Однако с минусами режиссер справилась очень быстро. Ее умение воплотить средствами кино историю, столь близкую ее собственной душе, стало решающим для фильма. Это кино можно оценивать по самому высокому счету, без скидок на дебют. Александра не колебалась в принятии режиссерских решений. С оператором Мишелем Аматье у них сложилось полное взаимопонимание. А актеры, почувствовав сильную и уверенную режиссерскую идею, пребывали на площадке в состоянии спокойствия и уверенности, что очень важно. Александра не шарахалась из стороны в сторону, она твердо знала, что ей нужно и куда она идет. Поначалу она была настолько непоколебима в своих заранее продуманных режиссерских решениях, что они становились идеями фикс. Позже она поняла, что в работе с актерами очень важен момент удивления, неожиданности, ведь режиссер имеет дело не с куклами, а с живой душой. Этот момент стал переломным, после чего на площадке воцарилось полное доверие, мы наслаждались нашей совместной работой.
Александра считала необходимым участвовать во всех сторонах съемочного процесса, она продумывала с оператором каждый кадр. Ее сценарий был точен и ясен, и, к моему удивлению, там не оказалось ничего лишнего - в фильм вошло практически все. Я с интересом наблюдала за ней, не забывая, что это ее первая большая работа в кино. И то, как она творчески росла на моих глазах, стало для меня трогательным и интригующим моментом. Она режиссер больших способностей, которые сразу возвысили ее над обычным уровнем новичка-дебютанта. Работа с таким режиссером вызывала у меня множество вопросов о природе кино и режиссуры. Почему человеку практически без опыта вдруг удается сделать хороший фильм?
Я думаю, секрет ее успеха не только в том, что она сняла фильм на тему, близкую лично ей. Просто она на самом деле талантлива. Она обладает энергией и упорством человека, который еще мало знает, но не боится узнавать и развиваться. Кстати, в этих условиях приобретает особую важность альянс режиссера и продюсера. Как только Филипп Годо заинтересовался проектом, это предопределило судьбу картины.
Вы уже говорили о том удовольствии, какое Вам принесла работа над фильмом. В каких сценах Вы ощутили это в полной мере?
"Сестры в ссоре" - это откровенный взгляд на отношения женщин и мужчин, и, конечно, на отношения женщин друг с другом, что выразилось во множестве драматически насыщенных эпизодов. Твердым орешком стала любовная, вернее "антилюбовная" сцена между Мартин и Пьером. Трудная, но очень искренняя. Красивая, брутальная и глубокая.
Еще один эпизод, который мне очень нравится - это сцена, когда Мартин и Луиза идут в Оперу. Музыка вызывает в каждой из них свои личные переживания и реакции. Одна женщина эмоционально отзывается каждой ноте, в то время как другая полностью уходит в себя. Это один из моих любимых моментов в фильме. Мы воспринимаем эту сцену как один неделимый кадр, хотя в действительности камера всматривается поочередно в них обоих. В этом парном дуэте каждая из героинь выражает свои наиболее интимные душевные движения, одна - к музыке, другая - от музыки. И для каждой из сестер музыка становиться моментом истины. Это великолепно!
В сцене, когда сестры вечером вместе смотрят "Девушек из Рошфора", мы чувствуем их неожиданное единение.
Это правда, и это, пожалуй, единственный момент в картине, когда героини по-настоящему близки. Мимолетный, хрупкий момент. Сила общих воспоминаний создает неожиданную связь.
Наблюдая за хитросплетениями отношений Катрин и Луизы, в голову неизбежно приходят вопросы о нашем существовании в этом мире. Как Вы считаете, чтобы стать счастливым, нужно быть наивным?
О, это вопрос с философского факультета! Я обожаю вопросы, которые бросают тебя прямо в морские глубины. Так что да, может быть Вы правы. Наивной душе несчастья являются, вероятно, не так часто и не с такой убийственной неотвратимостью. Но такой человек лишен и большого счастья. Тихая ровная комфортная жизнь. Если же вы склонны к саморефлексии и осознанности, то вам откроются не только моменты наивысшего счастья, но и наивысшей боли. И жизнь становиться контрастной.
Перевод Андрея Смирнова, Ижевский киноклуб