СВЕТ ЖИВЕТ СО МНОЙ / LJUSET HALLER MIG SALLSKAP
30 руб.
режиссер: Карл-Густаф Нюквист
"Наиболее значительное достижение в искусстве оператора состоит в том, что камера наконец завоевала человеческое лицо. Живое, изменяющееся человеческое лицо".
Ингмар Бергман
"Свет дает мне духовное ощущение. Свет с тобой - и ты уже не чувствуешь одиночества".
Свен Нюквист
"ЧЕЛОВЕК ВИЗУАЛЬНЫЙ"
"Свет живет со мной" - это посвящение сына своему отцу. Посыл фильма прост, но это святая простота. Отец - знаменитый шведский оператор Свен Нюквист, и этот факт погружает картину в совершенно особый контекст. Сын, Карл-Густаф Нюквист, снимает отца за вполне обыденными вещами: езда на велосипеде, уборка постели, созерцание пейзажа за окном... В отличие от бесчисленного количества документальных лент о знаменитостях, в этом фильме мы видим жизнь простого человека и его великую работу. Именно работа Свена Нюквиста свела его с одним из самых выдающихя режиссеров мира Ингмаром Бергманом.
Сам Свен Нюквист присутствует на экране лишь отрывочно. В 1998 году ему пришлось оставить кино из-за афазии, редкой формы деменции, затрагивающей способность человека к словесному выражению своих мыслей. Мы видим его, вместе с тяжелым чемоданом кинопленок и других свидетельств его кинодостижений. Мы видим его на вручении Оскара за работу над фильмом "Шепоты и крики" (1972). Многие из этих современных съемок, запечатлевших Свена Нюквиста, сопровождаются в фильме чтением отрывков из "Сиддхархи" Германа Гессе, любимой книги мастера. Есть явные параллели между историей героя романа, Ситтхартхи, навсегда оставившего брамина-отца и ступившего на путь самопознания и юношеским решением самого Свена покончить с суровым гнетом родителей-миссионеров (семья жила в Африке) и прислушаться к голосу собственного сердца. И вместо того, чтобы продолжить религиозное дело отца, Свен ищет себя в искусстве.
"Свет живет со мной" наполнен воспоминаниями режиссеров и актеров, с которыми работал Нюквист. Ингмар Бергман в наши дни почти не дает интервью, но в этом фильме он счел за честь рассказать об их совместной работе. И оказывается, что, будучи связанными на съемочной площадке почти символически неразрывными узами, Бергман и Нюквист практически не общались в бытовой, внекинематографической жизни.
В фильме появляются и коллеги Нюквиста, великие операторы Витторио Сторраро, Лэшло Ковач, Джузеппе Ротунно, Вилмош Зыгмонд. Они рассказывают о влиянии Нюквиста как на мировое операторское искусство, так и на личное профессиональное становление каждого из них.
Нюквист сам поставил пять фильмов, а как оператор работал кроме Бергмана со многими великими режиссерами, среди которых Вуди Ален, Роман Полански, Луи Маль, Андрей Тарковский.
Эта картина - портрет отца, снятый с любовью его сыном, и потому она вовсе не претендует на то, чтобы объективно определить роль Свена Нюквиста в истории кино. Эта работа примечательна как раз тем, что она не спешит удивить публику яркими фактами творческой карьеры оператора. Просто к концу фильма возникает ощущение, что ты провел часть своей жизни с этим человеком. Со Свеном Нюквистом. И это было прекрасное время!..
текст Дэвин Рамбо (с сокращениями), перевод Андрея Смирнова
СВЕН НЮКВИСТ. ЖИЗНЬ В КИНО.
Большинство кинопрофессионалов считает Свена Нюквиста самым гениальным из ныне живущих операторов мира. За свою долгую творческую карьеру, охватившую почти полвека, Нюквист довел до совершенства искусство кинооператора, придавая фильмам, над которыми он работал, простоту и естественность. Главным инструментом такого эффекта стала филигранная работа со светом. Свен Нюквист использует освещение, чтобы выразить состояние, а главное, так передать естественные оттенки человеческого лица, чтобы нужная эмоция эпизода смогла проявиться на нем как бы сама, без прямой световой агрессии.
Нюквист пришел в Шведское кино в 19 лет. Впервые судьба свела его с Бергманом на картине "Вечер шутов", 1953 (Нюквист был одним из трех операторов этого фильма). Первой же по-настоящему самостоятельной работой у Бергмана стал для него фильм "Источник", 1960. Нюквист окончательно заменил великого Гуннара Фишера на месте главного оператора Бергмана, и его сотрудничество с легендарным режиссером продолжилось четверть века. Поворот от Фишера к Нюквисту изменил визуальный облик бергмановских картин. В определенном смысле, это было различие между Караваджо и Рембрандтом. Изображение Фишера являло собой экспрессивную борьбу света и тьмы, тогда как Нюквист предпочитал тонкие и натуральные световые композиции со спокойным природным северным освещением, во многом перекликавшиеся с работами великих скандинавских художников. Совместная работа Нюквиста и Бергмана - один из самых ярких примеров плодотворного творческого сотрудничества гениальных мастеров кино. В "Трилогии веры" Нюквист добился индвидуального визуального стиля каждой части: "Как в зеркале", 1961, буквально удушает зрителя своей атмосферой, "Молчание", 1963, возвращается в стилистику немецкого экспрессионизма, а "Причастие", 1963, средняя часть трилогии, наиболее визуально совершенна. Нюквист досконально изучил освещение в маленькой провинциальной церкви, а затем воссоздал в павильоне в Стокгольме все тончайшие нюансы света, меняющегося с изменением времени суток. Невозможно поверить, что фильм был снят в студии, а не в реальном храме где-нибудь на севере Швеции.
В фильме "Шепоты и крик", 1972, Нюквист создал изысканный сплав белого и красного. За эту работу он был удостоен Оскара. Еще одного Оскара он получил за знаменитый фильм "Фани и Александр", 1983, который должен был стать последним в кинокарьере Бергмана, но, по счастью, не стал.
Начиная с конца 70-х годов Нюквист интенсивно работает в Европе и Америке. Среди его лучших картин этого, последнего, периода - "Прелестный ребенок" Луи Маля, "Невыносимая легкость бытия" Филиппа Кауфмана, "Звезда 80" Боба Фосса, "Неспящие в Сиэтле" Норы Эфрон, "Другая женщина", "Преступления и проступки" Вуди Алена, "Чаплин" Ричарда Аттенборо, "Жертвоприношение" Андрея Тарковского. В 1998 году он оставляет кино из-за тяжелой болезни.