САРАБАНДА / SARABAND

первые 100 мест в предварительной продаже 40 руб.
в день сеанса 70 руб.

Швеция, 2003, 120 мин.
режиссер: Ингмар Бергман
в ролях:
ЛИВ УЛЬМАН, ЭРЛАНД ЙОЗЕФСОН

Номинация на французскую национальную кинопремию "Сезар" в категории "Лучший европейский фильм"

операторы:
СТЕФАН ЭРИКСОН
ЙЕСПЕР ХОЛЬМШТРЕМ
ПЕР-ОЛОФ ЛАНТТО
СОФИ ШТРИД
РЕЙМОНД ВЕММЕНЛОВ

ССЫЛКИ:
Ингмар Бергман. Камикадзе. Интервью о фильме "Сарабанда" журналу "Sight and Sound"

Рецензия Виктора Распопина на фильм "Сарабанда"

Ингмар Бергман. Картины. Интернет-издание книги

Ингмар Бергман. Седьмая печать. Сценарий.

Ингмар Бергман. Фани и Александр. Сценарий.

Интервью с Эрландом Йозефсоном

 

В 1973 году великий мастер европейского кинематографа, легендарный Ингмар Бергман рассказал волнующую и откровенную историю Марианны и Йохана, создав яркую хронику их непростой супружеской жизни, обреченной на медленное и мучительное угасание. Фильм "Сцены из супружеской жизни", удостоенный премии "Золотой глобус", оставлял зрителя самостоятельно дорисовывать портрет их отношений после развода. Спустя 30 лет 86-летний мэтр - девятикратный номинант на премию "Оскар", обладатель высших наград Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей - продолжает рассказ о своих героях в фильме "Сарабанда", которым режиссер решил, кажется уже окончательно, увенчать свою славную кинокарьеру. Бывшие супруги вновь встречаются после долгой разлуки, но их отношения все также волнующи и непредсказуемы, ведь в их семье зреет новый конфликт.

Сарабанда - старинный испанский танец, исполняемый парами, а также название одной из виолончельных сюит Баха. Бергман снял сарабанду для семейной пары: диалоги героев фильма и есть их танец. Сам фильм, почти по-телевизионному подчеркнуто статичный, сопровождается музыкальными фрагментами из Бетховена, Баха, Брукнера. Режиссер прямо определяет музыкальную форму своей картины, называя ее "большим концертом" с четырьмя солистами.

Фильм несет в себе и автобиографические черты. Анна, умершая жена сына главного героя, незримо присутствующая в жизни семьи (и ее фотография) - это Ингрид фон Розен (Ингрид Бергман), жена Ингмара Бергмана, которую он любил и боготворил. Она умерла от рака. В картине мы видим ее настоящую фотографию.

"Сарабанда" была приглашена для участия в конкурсе лучших европейских кинофестивалей: в Каннах и в Венеции в 2003 году, но режиссер отказался от участия в них, поскольку не успевал закончить монтаж киноверсии.

Для 85-летнего Бергмана этот фильм стал выходом из своеобразного кинозатворничества. Он отказался снимать кино в 1983 году, после триумфа своего фильма "Фанни и Александр", и посвятил себя эпизодическим телевизионным работам и театральным спектаклям. Так что выход его нового фильма привлек к экранам небывалое количество телезрителей. Картина собрала почти миллионную аудиторию, что для маленькой Швеции с населением 8 миллионов фантастическая цифра! В интервью шведскому телевидению Бергман объявил о ней как о последнем фильме в своей жизни.

 

МЕЖДУ ДВУМЯ БЕЗДНАМИ
Сергей Кудрявцев, сайт "1 сенятбря"

Во время долгого монолога шестидесятилетнего мужчины-музыканта, который всё ещё сокрушается по поводу кончины своей смертельно больной жены, хотя это случилось далеко не вчера, и продолжает рассуждать вслух об этой непоправимой потере, делясь привычными ночными откровениями с девятнадцатилетней дочерью, воспитываемой им и на музыкальном поприще, камера старается максимально близко вглядеться в лица обоих персонажей попеременно. Они лежат рядом в постели, что на наш абсолютно испорченный современным кинематографом вкус может показаться весьма пикантным - так и ждёшь скандального развития темы инцеста вкупе с геронтофилией, словно это некий опус под названием Постель для пожилого отца и юной дочери, 2003 год (если перефразировать название фильма Постель для брата и сестры, 1782 год Вильгота Шёмана).

Некогда этот самый Шёман пытался в качестве любопытного репортёра выведать все тайны искусства Ингмара Бергмана, находясь на съёмочной площадке Причастия , одного из самых возвышенно отречённых и философски-религиозных произведений великого шведского мастера. С тех пор прошло практически полжизни - и Бергману в период создания телевизионной ленты Сарабанда исполнилось уже 85 лет! А он не только сохранил ясный ум и кинематографическую отточенность художественной формы, но ничуть не утратил так и не утолённое желание погружаться в самые глубины человеческой природы, силясь постичь изменчивую суть созданной, конечно, по образу и подобию, но бесконечно греховной натуры, лицезрение которой даёт одновременно ощущение причастности к таинству и мучительное чувство стыда.

Как прекрасен человек и как он низок! Столь взаимоисключающее умозаключение, пожалуй, можно сделать относительно любого из бергмановских героев и в Сарабанде - разве что одна лишь умершая Анна, молча присутствующая на фотографии, а также возникающая в благодарных воспоминаниях и ещё цитируемая в своём посмертном письме, имеет право быть без человеческого пятна . Номинально Сарабанда является как бы продолжением картины Сцены из супружеской жизни , снятой Ингмаром Бергманом изначально тоже для телевидения, и было это в 1973 году, сразу после безжалостно ностальгического, запредельно стрессового и невыносимо нежного к людям фильма Шёпоты и крик . Но в эпоху нескончаемых сиквелов нынешний скандинавский отшельник, якобы простившийся с кино целых 20 лет назад, продолжает вести, будто Рыцарь со Смертью в Седьмой печати , весьма пристрастный разговор о сценах из человеческого существования , заодно опровергая расхожее мнение о том, что обитатели северных стран чужды проявления бурных эмоций.

Повествовательный строй Сарабанды следует уподобить музыкальному квартету, в котором каждый инструмент исполняет свою партию, то солируя, то выступая в паре с другим, однако парадоксальным образом они никогда не оказываются все вместе вчетвером. Уже удалившийся на покой престарелый Юхан навещается в загородном доме его бывшей женой Марианне, но также не в состоянии отделаться от иного вмешательства: более раздражающего - в лице явно недолюбливаемого сына Хенрика, всё-таки приятного - благодаря внучке Карин, которая мечтает избавиться от диктата отца и стать самостоятельной виолончелисткой. А исполняемая в финале сарабанда из виолончельной сюиты Иоганна Себастьяна Баха имеет, вопреки своему происхождению, связанному с испанскими танцами, скорее умиротворённо-печальный настрой, выражая поневоле выстраданную мудрость, что нам некуда не деться ни от близких родственников, ни от самих себя. Столь же невозможно сбросить тяжкий груз прошлого и сбежать от преследующих мыслей о грядущем, чтобы наконец-то позволить себе жить только настоящим, оценивая значимость каждого текущего мгновения.

Эта лента Бергмана, давно любящего лаконизм и минимализм выразительных средств, ограничивающего себя исключительно интересом к человеку на экране, оказывается куда более новаторской и смелой, чем многие новомодные течения, включая датскую Догму , поскольку тоже снята цифровыми камерами, причём сразу пятью операторами. Но это нужно было в первую очередь для того, чтобы передать максимальное чувство свободы пребывания в кадре, когда ничто не должно стеснять актёров, попадающих как бы в реальное время жизни - именно здесь и сейчас. И даже в том случае, когда полагалось бы совсем иначе выстроить мизансцену, престарелый постановщик, который уже 60 лет обучен разводить исполнителей по разным углам сценической или съёмочной площадки, демонстративно не меняет фронтальный вертикальный ракурс почти на крупном плане, дозволяя героям, как в упомянутом эпизоде ночной беседы, располагаться строго по горизонтали кадра, ибо им так гораздо удобнее. Зато трудно удержаться от искуса, наблюдая за этими людьми, говорящими при свете ночников, повернуть при просмотре голову поближе к плечу, чтобы быть примерно в схожем положении с ними.

Про нижний ракурс в фильмах японца Ясудзиро Одзу говорили, что это будто бы точка зрения ребёнка с высоты его роста, а можно было бы сравнивать и с позицией зрителя, сидящего в зале на уровне лишь полуметра от пола. Ингмар Бергман удивляет в Сарабанде взглядом словно не извне, а изнутри сцены - мы попадаем как бы по ту сторону экрана, приглашённые в путешествие в глубь самих себя, где становимся не свидетелями, а соучастниками событий, что отнюдь не предполагает традиционной организации пространства в кадре. Как ни странно, малоподвижная камера тут является в большей степени субъективной, нежели лихорадочно суетливые попытки догматиков включить публику якобы в реальность происходящего на наших глазах.

В конце концов, кино по Бергману зиждется на полном доверии к живой действительности, в которой все мы - невольные соглядатаи и непосредственно замешанные в ход её обычных дел. Ловишь себя на мысли о том, что смотришь ленту не о других людях, а конкретно о собственной жизни, даже если она не обязательно совпадает с показанным на экране. И стыдишься так, будто сам совершил негодный поступок.

Подобный человеческий кинематограф почти вымер, как динозавры в конце мелового периода. В эпоху компьютерно-виртуальной реальности, где все похожи на растиражированных клонов, ещё находятся те, кто даже истории Из жизни марионеток снимает как Сцены из супружеской жизни - воспользуемся ради каламбура названиями двух работ Ингмара Бергмана. И вот этот человек в середине девятого десятка лет продолжает творить тихое и несуетное кино о безднах души и глубинах отчаяния, обретая искомый свет лишь на выходе из тьмы. Чисто ритмически его кино движется от затемнения к затемнению, чтобы истинным просветлением виделся данный промежуток между двумя уходами как бы в небытие. Да и что есть жизнь, как не путь человека между двумя безднами: в самом начале и в самом конце. И кинематограф жив, пока луч света рассеивает тьму.

А если бы не было Бергмана

 


ИНГМАР БЕРГМАН (INGMAR BERGMAN)
Родился 14 июля 1918 в Упсале в семье священника. Получил образование в Стокгольмском университете, художественную деятельность начал в 1940 режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании "Свенск фильминдустри".
Бергман обычно снимал фильмы по собственным сценариям, затрагивая в них широкий круг проблем: поиски своего "я" (Персона - Persona, 1966), творчество и больное сознание (Час волка - Vargtimmen, 1968), одиночество и сексуальность (Молчание - Tystnaden, 1963), способность любви выстоять во враждебном мире (Стыд - Skammen, 1968), отношения человека с Богом (Причастие - Nattvardsgasterna, 1962), смерть (Седьмая печат - Det sjunde inseglet, 1957 и Шепоты и крик - Viskningar och rop, 1972), домашний ад семейных отношений (Сцены из супружеской жизни - Scener ur ett aktenskap, 1973). Фильмы Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1983) и Благие намерения (1992) - глубокие исследования детства и отношений между родителями. Сквозные темы, проходящие через все творчество Бергмана - мучительные поиски Бога и тотальное непонимание человека человеком. Бергман - автор автобиографических эссе Латерна магика (1988) и Образы (1994).

 

ЛИВ УЛЬМАН (LIV ULLMAN)

Шведско-норвежская актриса Лив Иоханна Ульман родилась 16 декабря 1938 года в Токио в семье норвежского инженера. Раннее детство она провела в США, в 1945 году переехала с матерью в Норвегию. В семнадцать лет Лив Ульман бросила школу в Тронхейме и уехалав Лондон, где восемь месяцев обучалась актерскому мастерству в театральной студии. Вернувшись в Норвегию, она играла в провинциальных театрах, а с 1960 года выступала на сцене Национального театра в Осло. В кино актриса дебютировала в 1957 году, в фильме"Глупцы в горах".

Громадную роль в творческой и личной судьбе Лив Ульман сыграла встреча с Ингмаром Бергманом. Он предложил ей одну из главных ролей в своем фильме "Персона" (1966), и с роли Элисабет Фоглер, в которой она продемонстрировала мастерскую актерскую технику и способность без слов выразить многообразные чувства своей героини, началась ее триумфальная карьера в кино. В творческом союзе режиссера и актрисы были созданы также фильмы "Час волка", "Стыд". "Страсть", "Шепоты и крики", "Сцены из супружеской жизни", "Лицом к лицу", "Змеиное яйцо", "Осенняя соната", "Сарабанда". Среди других значительных работ Лив Ульман - роль крестьянки Кристины в эпической дилогии шведского режиссера Яна Труэлля "Эмигранты" и "Поселенцы".

Благодаря сотрудничеству с Бергманом как в театре, так и в кино, Лив Ульман приобрела всемирную известность и получила возможность работать за границей. Она блистала на сценах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, переиграла весь репертуар Генрика Ибсена и была признана критиками лучшей Норой из пьесы "Кукольный дом". Актриса много снималась в Голливуде, во Франции, Великобритании, Италии, Канаде и в других странах. Кроме того, Лив Ульман сама поставила несколько кинофильмов, дебютировав в качестве режиссера в 1982 году новеллой в канадской ленте "Любовь". Актриса выпустила несколько книг, в том числе и интересные мемуары "Изменения" (1977), также занимается общественной деятельностью как представитель ЮНИСЕФ.

 

ЭРЛАНД ЙОЗЕФСОН (ERLAND JOSEPHSON)

Знаменитый шведский актер, один из главных, знаковых актеров Ингмара Бергмана родился 15 июня 1923 года в Стокгольме. Он единственный снимается в фильмах режиссера на протяжении всей его кинокарьеры: начиная с 1946 года (своей первой роли в кино) и вплоть до наших дней.

Он сыграл незабываемые роли в 12 фильмах режиссера:

Дождь над нашей любовью, 1946
У истоков жизни, 1958
Час волка, 1968
Страсть, 1969
Шепоты и крик, 1969
Сцены из семейной жизни, 1973
Лицом к лицу, 1976
Осенняя соната, 1978
Фани и Александр, 1983
В присутствии клоуна 1997
Благословенные, 2000
Сарабанда, 2003

Особую роль в его жизни сыграло знакомство с Андреем Тарковским и участие в обоих зарубежных фильмах гениального русского режиссера: Ностальгия, 1983 и Жертвоприношение, 1986. Роли в них писались специально для Йозефсона. Хотя за плечами актера почти сотня фильмов, кажется, он предпочитает сниматься в великих картинах. Однажды ему предложили роль в "Челюстях-2", на что Йозефсон ответил: "Я лучше буду вести интеллектуальные битвы с Лив Ульман, чем бороться с дурацкой акулой".

Он работал с Душаном Макавеевым (Монтенегро, 1981), с Филиппом Кауфманом (Невыносимая легкость бытия, 1988), с Иштваном Сабо (Хануссен, 1988), с Питером Гринуэем (Книги Просперо, 1991) и, несмотря на развивающуюся болезнь Паркинсона, снимается по сей день, главным образом, на ТВ.