ПОЛЕТ КРАСНОГО ШАРА / LE VOYAGE DU BALLON ROUGE

Франция, 2007, 113 мин.
режиссер: ХОУ СЯО-СЯНЬ
в ролях:
ЖЮЛЬЕТТ БИНОШ, ИППОЛИТ ЖИРАРДО, СИМОН ИТЕАНЮ, ЛУИЗА МАРГОЛИН

авторы сценария
ХОУ СЯО-СЯНЬ
ФРАНСУА МАРГОЛЕН

оператор
ПИН БИНГ ЛИ

 

ССЫЛКИ

«Малыш и Карлсон», эссе о фильме Инны Кушнаревой, журнал «Искусство кино»
«Скромный авангардист Хоу Сяо-Сянь», эссе Бориса Нелепо о режиссере и его фильмах

 

ФИЛЬМ

В 1956 году мир был очарован короткометражкой Альбера Ламориса «Красный шар», где маленький мальчик сновал вдоль ног парижан, а за ним повсюду, как собачка, следовал воздушный шарик. Классик тайваньского кино Сяо-Сянь приехал в Париж, чтобы снять свой вольный развернутый ремейк того давнего фильма. Мама главного героя (Жюльетт Бинош) слишком занята подготовкой своих кукольных телепрограмм и непрекращающейся внутренней перепалкой с покинувшим их отцом, чтобы уделять ему достаточно времени, и снаряжает в компанию малышу тайваньскую студентку киноинститута, которая думает снять в качестве диплома ремейк «Красного шара». А красный шар — он и так плывет над метромостами и черепицами Парижа, заглядывает в окна и огибает башню Монпарнас, но его видит только мальчишка с солнечной копной на голове.

Подробнее о фильме >>>

 

 

АКТРИСА

Если у французского кино сегодня есть лицо, то это, несомненно, Жюльетт Бинош. Она стала первой за последние 40 лет французской актрисой, получившей "Оскара" - за фильм "Английский пациент". Бинош поражает каждой своей новой ролью, поступком и высказыванием. Найти вторую такую женщину во всей Франции вряд ли удастся.

Жюльетт Бинош Фильм отобран влиятельным журналом «Кайе дю синема» в список 10 лучших фильмов 2007 года. Одна из последних ролей недавно погибшего молодого актера Гийома Депардье, сына знаменитого Жерара Депардье. Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале.

"Я очень люблю красивые вещи, люблю быть элегантной. Старые кроссовки и драные джинсы? Не дождётесь!" - говорит актриса. Женственная и утончённая, взбалмошная и при этом невероятно ранимая, она является идеальным воплощением мифа о французских женщинах. Впрочем, оказавшись в Париже или Лионе, вы наверняка разочаруетесь: типичная француженка выглядит вовсе не так.

Бинош - женщина-мечта, которую снимали в своих фильмах лучшие режиссёры - Годар, Маль, Кесьлёвский и Мингелла. Полученный в 1997 году "Оскар" лишь подтвердил то, что все давно знали: Бинош - королева Франции. "После получения награды меня стали принимать везде как коронованную особу. Ну или как футбольного бомбардира", - улыбаясь, говорит Жюльетт.

Подробнее об актрисе Жюльетт Бинош и ее ролях >>>

 

 

СКРОМНЫЙ АВАНГАРДИСТ ХОУ СЯО-СЯНЬ
(отрывок из эссе Бориса Нелепо, посвященный фильму)

Во Франции возникла новая культуртрегерская тенденция: крупнейшие музеи приглашают главных азиатских режиссеров снять фильм в Париже. Цай Мин Лянь на деньги Лувра как раз к Каннскому кинофестивалю заканчивает свой фильм «Лица» с Жанной Моро, Фанни Ардан, Летицией Каста и Жан-Пьером Лео. «Корейский Ромер» Хон Сан Су крупным планом снимает знаменитую картину Густава Курбе «Происхождение мира», висящую в музее Орсе. А начало такому сотрудничеству с Орсе положил тайваньский режиссер Хоу Сяосянь со своей картиной «Полет красного шара».

Хоу Сяосянь — плодовитый режиссер, автор 18 полнометражных фильмов, по которым впору составлять отдельный гид (такой гид, кстати, написал его главный поклонник — Оливье Ассаяс, снявший о мастере еще и документальный фильм). Если говорить о позднем периоде его творчества, то наиболее удачными кажутся те ленты, которые созданы им за пределами своей страны. Первым таким опытом стал фильм «Кафе Люмьер», снятый в Японии в рамках празднования столетия Ясудзиро Одзу. А «Полет красного шара» — это тоже оммаж, но только уже французскому режиссеру Альберу Ламорису и его знаменитой короткометражке «Красный шар».

«Полет красного шара» отличается эмоциональной игрой Жюльетт Бинош. Актриса, вдохновленная предоставляемой режиссером свободой, решила сыграть некий трибьют Джине Роулендс из «Женщины под влиянием» Кассаветиса. Эта эмоциональность, контрастирующая, казалось бы, с отстраненным стилем Хоу, привела к неожиданному результату: получился чуть ли не лучший фильм в биографии режиссера.

ПОЛЕТ КРАСНОГО ШАРА Конечно, это не ремейк «Красного шара». Простой на первый взгляд фильм оказывается чуть ли не самой сложной и продуманной работой Хоу Сяосяня. Прежде всего из-за двойной оптики. С одной стороны, есть фильм Хоу, вдохновленный Ламорисом. С другой — героиня сама снимает некую короткометражку о красном шаре, фотографирует, оцифровывает чужие пленки. Режиссер еще и играет с восприятием зрителя, деконструируя кажущиеся сентиментальными сцены с огромным красным шаром, перемещающимся по Парижу. В какой-то момент героиня рассказывает о том, как снимаются такие эпизоды: для этого нужен специальный человек, одетый во все зеленое, поскольку именно этот цвет легче всего вычищается при постпродакшне. А затем следует очень смешная сцена из ее фильма, где человек в зеленом ведет за собой шар.

Эпизоды с шаром особенно меланхоличны. Достаточно сказать, что почти первое, что шар делает в кадре, — бросается под поезд в метро, чтобы в последний момент выскочить на платформу. Шар — воображаемый друг Симона, которого больше никто не видит. Большая часть действия фильма происходит в квартире, в которую заходят разные люди: преподавательница музыки, настройщик пианино, соседи и знакомые. Сюжета особого и нет — просто зритель, словно гость, наблюдает за сменяющимися людьми. Это и точка зрения маленького Симона, которому непросто пока понять устройство взрослого мира. У него в свою очередь есть шар — воображаемый друг, которого больше никто не видит и с которым его всегда что-то разделяет: окно, крыша музея, стекло поезда в метро. Вне дома Симон играет в пинбол и катается на карусели — об этих вещах не очень хорошо знакомый с Парижем режиссер вычитал в книге обозревателя «Нью-йоркера» Адама Гопника, с которой он поехал во Францию. Возможность оступиться и превратить Париж в набор открыток — известная ловушка для иностранца, снимающего впервые в этом городе. Но Хоу удается в нее не попасть.

Когда Симон вспоминает о своей сестре, живущей в Брюсселе и приезжающей к нему только летом, Хоу снимает флэшбэк, показывая их давнюю прогулку. Здесь открывается еще один талант режиссера. Сложно представить себе более плавный флэшбэк, снятый словно без монтажных склеек, за счет одного движения камеры. К тому же у него накладывается звук: разговор из настоящего продолжается за кадром и в прошлом, и наоборот — песня Азнавура, выбранная в музыкальном автомате, не пропадает и после монтажной склейки, накладываясь на следующий эпизод. Хоу — скромный авангардист, аккуратно работающий с визуальными и звуковыми приемами, но не акцентирующий их.

Хоу Сяосянь может быть простым, но не банальным, изобретательным, но не вычурным, медленным, но не скучным. В любом случае начинать знакомиться с его творчеством стоит с прекрасного «Полета красного шара» — безусловного шедевра и одного из лучших фильмов 2007 года.

Полностью эссе о режиссере и его кинематографе >>>