ПЕСНЬ О БАГРОВО-КРАСНОМ ЦВЕТКЕ / SANGEN OM DEN ELDRODA BLOMMAN
30 руб.
режиссер: Мориц Стиллер
Один из лучших фильмов раннего шведского немого кино. Знаменитый финский роман, который лег в основу этого фильма, был экранизирован четыре раза. Первый, кого взволновала эта история - Мориц Стиллер, - собрал блестящую команду актеров и создал ставшую классической историю о безответной любви. Описание рискованного путешествия по реке стало символом шведского немого кино. Точность и глубина характеристик героев, ассоциативность изображения, драматическое использование пейзажа и эпичность манеры Стиллера соединяются в неповторимую стилистику «шведской школы кинематографа».
СТИЛЛЕР (STILLER) МОРИЦ (17. 07. 1883 — 08. 11. 1928), шведский режиссер, актер, сценарист. Настоящее имя — Моше.
Родился в Хельсинки в семье русско-польских евреев, в четыре года осиротел, воспитывался посторонними людьми. С 16 лет играл в еатре. В 1901, уклоняясь от призыва в русскую армию, бежал в Швецию с фальшивым паспортом. До 1911 — актер и режиссер в театре. В 1912 дебютирует в кино, исполняя роли в фильмах, поставленных по собственным сценариям, например, «Мать и дочь» (Mother And Daughter), «Черные маски» (De Svarta Maskerna), «Вампир» (Vampyren) Здесь и в последующих работах испытывает влияние датского кино.
Завоевывая репутацию одного из лучших режиссеров шведского кино, которое приобретает международный авторитет своей самобытностью (интерес к психологии и сложным вопросам бытия, особая романтическая стилистика, эпический ритм и атмосфера), Стиллер долгое время снимает легкие, остроумные и несколько фривольные комедии, такие как «Современная суфражистка» (The Modern Suffragette, 1913); «Его брачная ночь», 1915; «Любовь и журналистика» (Love And Journalism, 1916); «Лучший фильм Томаса Гроля» (Thomas Graals Basta Film, 1917); «Лучший ребенок Томаса Гроля» (Thomas Graals Basta Barn, 1918); «Эротикон» (Erotikon, 1920). Однако его лучшими работами становятся экранизации произведений скандинавской литературы «Песнь о багрово-красном цветке» (Song Of The Scarlet Flower, 1918, по Е. Линнанкоски), «Деньги господина Арне» (Herr Arnes Pengar, по С. Лагерлеф, 1919) и «Юхан» (по Ю. Ахо, Johan, 1920). Здесь точность и глубина характеристик героев, ассоциативность изображения, драматическое использование пейзажа и эпичность манеры Стиллера соединяются в неповторимую стилистику «шведской школы кинематографа».
В более поздних картинах «Сага о Гуннаре Хеде» (Gunnar Hede's Saga, 1922) и «Сага о Йесте Берлинге» (Gosta Berlings Saga, 1924) пытается повторить успех «Денег господина Арне». Уезжает в США вместе со звездой последней картины Г. Гарбо, которую он воспитал из ученицы школы при Королевском драматическом театре. В результате разногласий с главой MGM Л. Майером был отстранен от работы с Гарбо. Среди фильмов, поставленных Стиллером в США, две картины с П. Негри, такие как «Отель Империал» (Hotel Imperial, 1927); «Женщина под судом» (The Woman On Trial, 1927) и лента «Улица греха» (The Street Of Sin, 1928), из-за споров с продюсерами законченная Джозефом Штернбергом. Вернувшись в Швецию, Стиллер поставил на сцене мюзикл «Бродвей» и умер через несколько месяцев после премьеры.
Владимир Утилов, КМ Мегаэнциклопедия кино
ХАНССОН (HANSON) ЛАРС (26.7.1886, Гётеборг, — 8.4.1965), шведский актёр. В 1909 окончил школу при Королевском драматическом театре в Стокгольме, с 1922 (с перерывами) в труппе этого театра. Его лучшие роли созданы в трагедиях Шекспира (Ромео — «Ромео и Джульетта», Гамлет — «Гамлет», Ричард III — «Ричард III», Яго — «Отелло», Лир — «Король Лир», Юлий Цезарь — «Юлий Цезарь») и драмах Стриндберга (отец — «Отец», мастер Улаф — «Мастер Улаф», Юнас — «Эрик XIV», Карл XII — «Карл XII»). Актёр тонкой, экспрессивной манеры исполнения, со склонностью к изображению людей, обуреваемых неистовыми страстями, сложными душевными конфликтами. Был также ведущим артистом шведского кино. Снимался главным образом в фильмах режиссёра М. Стиллера — «Песнь о багрово-красном цветке» (1918), «Сага о Месте Берлинге» (1923—24, 1-я и 2-я серии), Сыграл ряд ролей в американских, немецких и английских фильмах. В 1944 в шведском фильме «Его превосходительство» создал трагедийный образ либерального государственного деятеля, погибшего в фашистском концентрационном лагере