ПАСТОРАЛЬ. УМЕРЕТЬ В ДЕРЕВНЕ/DEN-EN NI SHISU
режиссер: СУДЖИ ТЕРАЯМА
Участник конкурсной программы Международного Каннского кинофестиваля, Франция, 1975 г.
Национальная премия японских кинокритиков «Золотая лента» за лучшую роль второго плана (Ешио Харада).
оператор
ТАЦУО СУДЗУКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Мечта, пустыня, авангард, сюрреализм, поезд, взросление, символизм, побег из дома, насос, цирк, часы, яркие цвета, троица, фильм в фильме, обнаженная женщина, обращение к зрителям, кукла, лилипут, отношения матери и сына, психоделия, психика, горбун, могила, фрик-шоу, монахиня, цветофильтр.
О ФИЛЬМЕ
Гениальный фильм японского поэта, драматурга, писателя, театрального и кинорежиссера, фотографа и спортивного обозревателя Суджи Тэраямы, к сожалению, пока еще остающегося малоизвестным за пределами Японии. В обращении к фольклорным образам, обрамленным эстетикой сюрреализма, его фильмы могут напоминать творчество Сергея Параджанова. Однако на тематику его произведений было оказано колоссальное влияние молодежной контркультурой 60-х годов.
«Пастораль» - это откровенная медитация на тему детства и взросления, диалог взрослого режиссера с самим собой в том возрасте, когда ему было 15 лет. Свободный полет фантазии, провокационный тон, богатство поэтических ассоциаций, интеллектуальная полемичность и заостренность в сочетании с жесткой оппозицией академизму; пристрастие к ярким визуальным и театральным эффектам, эротическая образность – все черты режиссерского стиля в полной мере проявились в этой работе.
О РЕЖИССЕРЕ
Суджи Тераяма (10 декабря 1935 г. — 4 мая 1983 г.)_ja. 寺山修司 IPA| [teɺ̠ajama ɕü̜ːʥi] , _en. Shuji Terayama). Выдающийся японский поэт, драматург, писатель, театральный и кино-режиссер, известный также за увлечение фотографией и спортивным обозревательством (бокс и конные скачки) и за склонность к организации уличных демонстраций.
Он родился в 1935 году. Его отец офицер уезжает на Тихоокеанский фронт в начале 1941 года и умирает на индонезийском острове через месяц после окончания войны. Сам Тераяма переживет воздушный налет на свой родной город Аомори, в котором было убито 30000 мирных жителей, когда ему было 9 лет. Его мать, чтобы не умереть с голоду, вынуждена была работать на американской базе в Кюсю. Тераяма остался жить у родственников и спал в кинотеатре за сценой.
В 1954 году поступил в Университет, но вскоре заболел невротическим синдромом, когда ему было 19 лет. Он много читал японской и западной классики и сам писал стихи. Особенно на него произвел сильное впечатление Латремон (Мальдарор - Maldoror). С 1959 года зарабатывал на жизнь как автор радиопередач и театральных драм. В 1960 году он женился на продюссере Эико Куджо и с ней организовал театральную компанию (Tenjo Sajiki). В 1970 поставил свой первый фильм «Томатный Кетчуп Императора», потрясший мир графическим изображением детского восстания, навеянного нацизмом. Он продолжал писать и ставить фильмы, признанные лучшими в мире авангардного искусства, до самой смерти, приключившейся от тяжелой болезни 4 мая 1983 года. Ему было 49 лет. После него осталось почти 200 литературных работ и более 20 фильмов.
Творчеству Тераямы присуща самобытность, буйная фантазия, провокационный тон, богатство поэтических ассоциаций, интеллектуальная полемичность и заостренность в сочетании с жесткой оппозицией академизму; пристрастие к ярким визуальным и театральным эффектам; частое обращение к насыщенной (а иногда и гротескной) эротической образности; значительная роль, уделяемая материнской фигуре и темам, связанным с «эдиповым комплексом»; критическое отношение к пережиткам феодального общественного устройства, парадоксально перемежающееся с ностальгией по уходящему в прошлое традиционному укладу деревенской жизни.
Многие произведения Тераямы выросли из противоречивых влияний молодежной контр-культуры 60-х годов, критического осмысления западного воздействия на японское общество и богатых фольклорных традиций сельской Японии. Управляя своим собственным независимым театром «Тендзё Садзики» (天井桟敷, Tenjo Sajiki) и регулярно снимая авторское кино, Тераяма проявил себя также как харизматичный лидер и незаурядный организатор. На протяжении своей творческой карьеры он сумел вовлечь в свои художественные начинания представителей самых разных слоев японского общества: от трудновоспитуемых уличных подростков до выдающихся актеров, музыкантов (J.A.Seazer, Kan Mikami), поэтов (Shuntaro Tanikawa), фотографов (Eikoh Hosoe), кинооператоров (Tatsuo Suzuki) и художников (Tadanori Yokoo, Aquirax Uno).
Художественные и публицистические работы
Поэтические сборники
Пьесы (неполный список)
* Горбун из Аомори (青森県のせむし男)
* Преступление толстяка Оямы (大山デブコの犯罪)
* Мария в мехах (毛皮のマリー, "La Marie-vison ")
* Выбрось книги, вали на улицу! (書を捨てよ街へ出よう)
* Наш век разъезжает на цирковом слоне (時代はサーカスの象に乗って)
* Yes (イエス)
* Еретики (邪宗門)
* Knock (ノック)
* Указания для прислуги (奴婢訓, "Directions to servants ")
* Синтокумару (身毒丸)
* Лемминги (レミング)
Cценарии
Романы
Сборники эссе и критика
Полнометражные кино- и видеоработы
* "Томатный кетчуп Императора " (トマトケッチャップ皇帝, "Tomato kecchappu kotei ") (1971)
* "Выбрось книги, вали на улицу! " (書を捨てよ町へ出よう, "Sho o suteyo, machi e deyo ") (1971)
* "Пастораль: умреть в деревне" (田園に死す, "Den’en ni shisu ") (1974)
* "Боксер " (ボクサー, "Bokusa ") (1977)
* "Плоды страсти " (上海異人娼館, "Shanghai ijin shokan ", "Les Fruits de la passion ") (1981)
* Видео-переписка с С. Таникавой (寺山修司&谷川俊太郎ビデオ・レター, "Video Letter ") (1983)
* "Прощание с ковчегом " (さらば箱舟, "Saraba hakobune ") (1984)
Избранные короткометражные кино- и видеоработы
* "Кошко-ведение " (猫学, "Neko gaku ") (1960) (утерян)
* "Клетка " (檻, "Ori ") (1964)
* "Введение в кинематограф для молодежи " (青少年のための映画入門, "Seishonen no tame no eiga nyumon ") (1974)
* "Кинотени: двухголовая девушка " (二頭女−映画の影, "Kage no eiga — nito onna ") (1977)
* "Прибор для чтения " (書見機, "Shoken-ki ") (1977)
* "Лабиринт в траве " (草迷宮, "Kusa-meikyu ") (в сборнике "Collections Privées ") (1979)
Фотоальбомы
* "Photothèque imaginaire de Shuji Terayama: Les gens de la famille Chien Dieu " (寺山修司・幻想写真館・犬神家の人々) (1975)