ОБЕЩАНИЕ/ LA PROMESSE
режиссер: Жан-Пьер и Люк Дарденны
Для тех, кто следит за движением на фестивальной авансцене, Дарденны появились в одночасье ? редкие знатоки франко-бельгийской кинопериферии знали о существовании этого бельгийского кинодуэта до участия "Обещания", в "Двухнедельнике режиссеров", одной из секций Каннского кинофестиваля. Фильм получил тогда награду Международной конфедерации художественного и экспериментального кино (prix C.I.C.A.E), а через три года после сенсационной победы братьев в основном конкурсе о них узнает и весь остальной мир, не скупясь на публичное раздражение и теряясь в догадках о причинах выдвижения. Ранних опытов дуэта никто не видел, а по самокритике первых двух игровых картин ? Falsch /1987/ и Je pense a vous /1992/ - можно предположить, что братья сами не горят желанием их показывать.
В третьей работе, "Обещание", определился их оригинальный режиссерский почерк, особенности которого, как они считают, у них позаимствовали режиссеры датской "Догмы". Как и все другие "тихие шедевры" режиссеров, эта картина неброска по манере, камера, "приклеенная" к главным героям, тщательно следит за выражениями их лиц и каждым жестом, событий как таковых происходит очень и очень мало, но они так показаны, что зритель завороженно смотрит на экран от первого до последнего кадра. Уже здесь определилась и главная тема братьев Дарденн: дотошное исследование взаимоотношений родителей и детей, причем в центре - фигура отца. Игор и его отец Роже делают свой семейный бизнес, принимая прибывших нелегально эмигрантов, снимая для них квартиры и иногда привлекая их к работе в своей авторемонтной мастерской. Сын разрывается между покорностью отцу и обещанием, данным погибшему по отцовской вине рабочему-нелегалу. Именно в этом фильме режиссеры открыли для своего кинематографа (а также для всего большого кино) замечательных актеров Оливье Гурме (отец) и Жереми Ренье (сын).