НОСФЕРАТУ. ПРИЗРАК НОЧИ / NOSFERATU: PHANTOM DER NACHT

Германия-Франция, 1979, 107 мин.
режиссер: ВЕРНЕР ХЕРЦОГ
в ролях:
КЛАУС КИНСКИ, ИЗАБЕЛЬ АРДЖАНИ, БРУНО ГАНС, РОЛАНД ТОПОР и др.

Участник конкурсной программы Берлинского международного кинофестиваля, Германия, 1979: специальная премия художнику-постановщику за выдающиеся творческие достижения.
Национальная немецкая кинопремия актеру Клаусу Кински, 1979: за выдающиеся достижения творческие достижения.
Международный кинофестиваль в г. Картагена, Колумдия, 1980: премия Золотой пеликан актеру Клаусу Кински.
Международный кинофестиваль в г. Сант Хорди, Испания, 1980: премия актеру Клаусу Кински за лучшую актерскую игру в зарубежном фильме.
Американская академия фантастических, хоррор-фильмов и фэнтези, США, 1980: номинации за лучший иностранный фильм и лучшую работу художника по костюмам.

по роману Брема Стокера «Дракула»

оператор
ЙОРГ ШМИДТ-РАЙТВАЙН

художник-постановщик
ГИЗЕЛА СТРОХ

музыка
ПОПОЛЬ ВУХ

 

ССЫЛКИ

Официальный сайт фильма режиссера Вернера Херцога (на англ. языке)

 

ФИЛЬМ

«Смерть – это не самое плохое.
Существуют гораздо более страшные вещи чем смерть».
Князь Дракула, из фильма «Носферату: призрак ночи»

НОСФЕРАТУ. ПРИЗРАК НОЧИ Фильм одного из самых загадочных немецких режиссеров, бескомпромиссного исследователя пограничных состояний человека. Каждая его работа – это прорыв в неизведанное, смелый эксперимент над человеком, исследование его природы и скрытых в нем сил. Картина стала своеобразным авторским трибьютом немецкому классическому хоррору 1922 года «Носферату: Симфония Ужаса» Фридриха Мурнау, первой в бесконечном ряду экранизаций романа Брэма Стокера о самом знаменитом вампире истории — графе Владе Дракуле. Ныне изрядно попорченный молью бездарных режиссеров и романтическими глупостями сюжет трансильванского монстра Дракулы здесь воскрешается в своей почти первозданной чистоте. Фильм одновременно и величественнен, и медитативен, и отвратителен - замечательное сочетание. Нетривиальная жесткая режиссерская концепция, мрачнейший визуальный ряд, изощренный саундтрек, парадоксальное сочетание натуральных интерьеров и подчеркнуто театрально актерской игры сделали этот фильм выдающимся произведением современного немецкого кино и принесли ему призы международных кинофестивалей.

 

АКТЕРЫ

Клаус Кински Херцог собрал на фильме гениальный актерский ансамбль. Первую скрипку здесь, конечно, ведет харизматичный Клаус Кински - одинокий и несчастный граа Дракула, обреченный на вечные земные муки бессмертия. Граф Дракула современного кино уже стал эротической фантазией, обаятельным мерзавцем и сексуальным хищником. Херцог и Кински делают своего персонажа принципиально иным. Это существо, спящее в полурасколотом гробу с приоткрытым ртом, исключительно уродливое и метафизически страшное — подобно борхесовским бессмертным, уже по ту сторону добра и зла. Оно ходит и ноет, выклянчивает у людей жалость.

Когда Дракула влезает в дом к Люси (Изабель Аджани), он вовсе не требует от нее всепожирающей любви, полной взаимности. Он с тоскливой миной на страшной роже повторяет то, что уже говорил Джонатану: какой он бедный и несчастный. И добавляет: "Я не прошу меня любить, просто подари мне часть своей любви к Джонатану".

Вместе с ним в город приходят крысы, чума, тлен, упадок, смерть.

Изабель Аджани Потрясающая Изабель Аджани, с её огромными, широко распахнутыми глазами, наполненными бархатной болью, предстает воплощением «романтической болезненности», которая так ценилась в «благородных девушках» начала прошлого века, и которая составляет неотъемлемую часть рассказываемой истории. Молодой Бруно Ганц — идеальный Джонатан Харкер. Особенно эффектна постепенная трансформация персонажа из здорового молодого человека в начале картины в разбитое болезнью полубезумное существо в ее конце.

Еще один актер – нетривиальный выбор режиссера. Херцог пригласил культового французского актера, художника, писателя и сюрреалиста Ролана Топора (сподвижника Алехандро Ходоровского и Энки Билала) на роль Рэнфилда после того, как увидел с ним французское телешоу. Его поразила то, как тот вел себя перед камерой, сопровождая почти каждую свою фразу жутким хохотом.

 

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

Во время работы над фильмом Вернер Херцог совершенно не волновался: авторские права на роман Брэма Стокера давно истекли (все пленки и негативы с фильмом"Носферату" Фридриха Мурнау в свое время были уничтожены по судебному иску, затеянному вдовой Брема Стокера, и старый шедевр был спасен только благодарая тому, что копии нашлись в других странах). Херцог восстановил оригинальные имена героев фильма.

Фильм практически полностью снимался на американские деньги, и, естественно, с основным прицелом на американский прокат. Херцог, никогда не ищущий простых путей, отказался следовать стандартной практике дубляжа оригинального немецкого текста на английский, а снимал картину одновременно в двух версиях — немецко- и англоязычной, что вынуждало актеров играть одни и те же эпизоды на двух разных языках. В результате такого подхода, по сути, получилось два фильма, — Nosferatu: Phantom Der Nacht и Nosferatu The Vampyre, которые отличаются не только языком, но и своими изобразительными и монтажными решениями (американская версия на 10 минут короче), а также актерской игрой.

В одной из сцен в город на корабле прибывают тысячи серых крыс. Из-за того, что серых крыс не нашлось, в серый цвет перекрысили белых.

Клаус Кински проводил 4 часа в день за сложным гримом Дракулы.

Технически сложную амедленную съемку полета летучей мыши Херцог позаимствовал из какого-то документального фильма.

 

 

РЕЖИССЕР

Вернер Херцог (Werner Herzog), один из самых знаковых кинорежиссеров Германии, представитель Нового немецкого кино, сценарист и актер. Он снимал в разных уголках мира - Австралии, Перу, Мексике, Африке, Индии, России. Уникальность Херцога как режиссера во многом связана с его человеческими качествами: он не желает мириться с отчужденностью окружающего мира. Его ленты «Знаки жизни», «Каждый за себя и Бог против всех», «Фицкарральдо» и другие были удостоены различных кинопремий.
Известный британский кинорежиссер Питер Гринуэй говорит: «Последние радикальные новации в кинематографе, связанные с последними радикальными режиссерами, которые пытались изменить экранный язык, - это новации, осуществленные немецким кино середины 70-х: фильмы Фасбиндера, Херцога, возможно, Шлёндорфа. После этого, как я ни старался, я не смог увидеть ничего принципиально нового».

Вернер Херцог «Я думаю, что его кино провидческое. Он один из величайших режиссеров современности, - считает друг Херцога Герберт Голдер, профессор Бостонского университета. - Фильмы Вернера испытывают человеческие чувства в экстремальных ситуациях. Когда попадаешь в такую ситуацию, то можешь достичь высот смелости и глубин духа. Он грезит с открытыми глазами, и его видения оригинальны и всеохватны. Его фильмы могут быть сколь угодно фантастичны, но они более реальны, чем вся голливудская продукция. Он помогает увидеть знакомый ландшафт свежими глазами - чудесное в мирском».

Херцог снял уже более сорока фильмов, поставил множество опер, опубликовал десятки книг.

В его фильмах присутствуют три основные темы:
аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых еще не коснулась цивилизация (Фицкарральдо, Cobra verde, Агирре, гнев Божий, На десять минут старше: Труба); харизматические личности, одержимые безумными идеями (Великий экстаз резчика по дереву Штайнера, Гашербрум — сияющая гора, Фицкарральдо, Cobra verde, Агирре, гнев Божий); люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные (Каждый за себя, и Бог против всех, Строшек, И карлики начинали с малого)

Вернер Херцог является обладателем более 20 наград с различных кинофестивалей, включая приз за лучшую режиссуру на Канском кинофестивале 1982 года за фильм «Фицкарральдо».

 

 

БИОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА

Вернер Херцог, чья настоящая фамилия Стипетич, родился 5 сентября 1942 года в Мюнхене. Детство он провел в одной из деревень в Верхней Баварии. Природа оказала на него большое влияние, позже это нашло свое отражение в творчестве Херцога-режиссера. Он рано начал писать сценарии и рассказы. В начале 1960-х годов увлекся кинематографом. В 1962 году Вернер снимает свою первую короткометражную ленту «Геракл». В погоне за экзотикой он много путешествует, посещает Мексику, Америку. Это не мешает ему изучать историю и литературу в Мюнхене и Питтсбурге, публиковать статьи о кино в журнале «Фильм-студио», заниматься литературным трудом. В 1964 году его сценарий «Знак огня» получает приз Карла Майера. Еще через два года Вернер Xерцог создает ленту «Беспримерная защита твердыни немецкого креста». В игровом кинематографе режиссер дебютирует лентой «Знаки жизни», которую он снимает в 1967 году в Греции. И сразу успех: картина была удостоена приза «Серебряный медведь» на международной кинофестивале в Берлине в 1968 году. Также в Греции он снимает короткометражный фильм «Последнее слово», отмеченный главным призом в Оберхаузене.

В 1967-1968 годах под различными псевдонимами Xерцог выигрывает три приза литературного конкурса баварского радиовещания. В 1968-1970 годах он находится в Сахаре, где снимает свой очередной фильм - «Фата Моргана», в котором прослеживается призыв к единству человека и природы.

В 1972 году в Перу он создает фильм «Агирре, гнев Божий» с известным во всем мире актером Клаусом Кински. Это была первая удачная попытка Херцога обратиться к широкой аудитории зрителей. Картина рассказывает об одном из самых загадочных походов испанских конкистадоров в поисках таинственного Эльдорадо. В 70-е годы большинству фильмов Вернера Херцога сопутствовал успех. Помимо «Агирре» наиболее значительными работами режиссера этого времени стали ленты «Фитцкарральдо», «Каждый за себя и Бог против всех», «Сердце из стекла», «Носферату - призрак ночи». «Каждый за себя и Бог против всех» получил специальную премию жюри на Каннском фестивале, «Фицкарральдо» - приз Каннского кинофестиваля, приз международного католического кинобюро на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Кинематограф Херцога зрелищный, с элементами мистики. Типичная сюжетная линия - встреча представителей разных цивилизаций, столкновение мира романтизма и мира рациональности, природы и цивилизации.

В 1983 году в Австралии Xерцог играет в фильме Пауля Кокса «Человек цветов». В своей картине 1984 года «Там, где мечтают зеленые муравьи» режиссер возвращается к критике цивилизации, рассказывая об австралийских аборигенах и эксплуатации американским урановым концерном.

Вернер Херцог В 1985 году Вернер Херцог инсценирует в Болонье оперу «Доктор Фауст», в 1987 году в Бейруте – «Лоэнгрин», в 1991 в Катанье – «Волшебную флейту». Среди последних работ в кинематографе - «Непобедимый», «Человек-гризли», «Спасительный рассвет».

Вернер Херцог признается: «Для меня важно без передышки делать кино. Хотя я снял много фильмов и не считал их, все они всегда присутствуют внутри меня, в моей голове. В этом отношении я похож на аборигенов некоторых африканских племен, которые умеют считать только до десяти, но им достаточно бросить взгляд на стадо из шестисот голов, чтобы заметить, что кого-то недостает. Или как мать целой оравы детей, которая знает точно, кого не хватает в вагоне, куда она их поместила. Есть и неродившиеся дети - фильмы, которых я еще не сделал. Игровые и документальные, длинные и короткие».