МИСИМА. ЖИЗНЬ В ЧЕТЫРЕХ ГЛАВАХ / MISHIMA. A LIFE IN FOUR CHAPTERS

США, 1985, 121 мин.
режиссер: ПОЛ ШРЕДЕР
в ролях:
КЕН ОГАТА

Каннский международный кинофестиваль, Франция, 1985 г.: специальный приз за выдающееся художественное достижение оператору Джону Бейли, композитору Филиппу Глассу, художнику Эйко Ишиока.

авторы сценария
ПОЛ ШРЕДЕР, ЧИКО ШРЕДЕР, ЛЕОНАРД ШРЕДЕР

продюсеры
ДЖОРДЖ ЛУКАС, ФРЕНСИС ФОРД КОППОЛА

оператор
ДЖОН БЕЙЛИ

музыка
ФИЛИПП ГЛАСС

художник-постановщик
ЭЙКО ИСИОКА

 

ЮКИО МИСИМА (наст. имя Кимитакэ Хираока, 1925–1970) — самый знаменитый и читаемый в мире японский писатель, автор сорока романов, восемнадцати пьес, многочисленных рассказов, эссе и публицистических произведений. В общей сложности его литературное наследие составляет около ста томов, но кроме писательства Мисима за свою сравнительно недолгую жизнь успел прославиться как спортсмен, режиссер, актер театра и кино, дирижер симфонического оркестра, летчик, путешественник и фотограф. В последние годы Мисима был фанатично увлечен идеей монархизма и самурайскими традициями. Его категорически не устраивало то, что богатейшая история Японии, история традиций, ритуалов, чести самураев и религии уступала в послевоенный период место гонке за деньгами. С четырьмя единомышленниками он взял в заложники генерала, потребовал построить личный состав, выступил перед собравшимися с речью и после этого сделал себе харакири. В соответствии с самурайскими традициями он расстегнул мундир и заколол себя мечом. Его сподвижник Морита должен был отсечь голову Мисимы, но это удалось только с третьей попытки. После этого Морита также распорол себе живот, а его голову отсек другой его товарищ. Позже обряд сэппуку совершили еще семь последователей Мисимы. Как заметил известный японовед Дональд Кин: "Наиболее совершенным произведением искусства Мисимы стал он сам", Мисима уничтожил себя как свое "наиболее совершенное" произведение.

 

 

ФИЛЬМ

Фильм основан на биографии писателя, но скорее это синтез, попытка создать кинематографический образ искусства художника и его взаимосвязи с личной жизнью. Показать отражение художника в его произведениях и произведений - в художнике. В результате получилась сложная, но впечатляющая мозаика. Шрэдер подошел к теме с большим вкусом и умом, встроив реальные события и места из романов в четыре главы: "Красота", "Искусство", "Действие" и "Гармония пера и меча". Реальность и творчество должны слиться в бытии духа. Поразительным достоинством картины можно назвать аудиовизуальный стиль. Нетривиальная операторская работа Джона Бэйли, декорации и костюмы Эйко Исиока и саундтрек знаменитого Филиппа Глаcса были по-достоинству оценены жюри Каннского кинофестиваля.