МАРГАРИТКИ
SEDMIKRASKY
Премия международного союза кинокритиков, 1966: Grand Prix de l'UCC
Две невероятные девушки, Мария и Мария, пытаясь познать смысл жизни, приходят к выводу: если весь мир плох - то и они будут плохими. После этого судьбоносного решения мир окончательно катится в тартарары. Самый знаменитый фильм Веры Хитиловой, краеугольный камешек чешской "новой волны", как только не честили: феминистский, дадаистский, абсурдистский, нонконформистский, антитоталитарный. Но сколько определений ни вспоминай - "Маргаритки" все равно останутся в памяти примером абсолютного и несколько невменяемого счастья. Перекраивая - будто легкое платье из ситца - окружающую действительность на собственный непростой лад, накалывая мужчин на булавки своего безумного гербария, порхая по времени и пространству будто мотыльки-капустницы, две Марии подают пример единственно возможного отношения к цивилизации шестеренок, бомбардировщиков и праздничных банкетов. Финальный титр - посвящение "тем, кто не может удержаться от слез при виде растоптанного стебелька латука". Спустя лишь два года, когда советские войска напали на Чехословакию, растоптан был не только латук. Настоящие взрывы сотрясали древнюю Прагу, и вовсе не коллажные осколки убивали мирных граждан на улицах. Но слезы эти упали в землю, латук воспрял - и именно из его сердцевины негаданной дюймовочкой выскочила тридцать пять лет спустя Амели, девушка с Монмартра. Фильм, который взорвал разум и чувства не одного поколения зрителей, и через 50 лет после своего создания невероятно прекрасен, безумен и смел. Его сняли две великие женщины. Вера Хитилова – гениальный чешский режиссёр и незаслуженно оставшаяся в тени коллеги Эстер Крумбахова – соавтор сценария и проводник художественной концепции «Маргариток», художница по костюмам. Именно Эстер привнесла в картину торжество художественной отделки: экстравагантный грим, рукодельное оформление, фантастические одежды безумных фактур и расцветок.
- Кадр из вашего фильма "Маргаритки" был вынесен на обложку оксфордского кинословаря. Что для вас означали те эксперименты с изображением, которые стали вашей визитной карточкой? Это распад целого, распад смысла?
- Формальная концепция должна служить смыслу картины, быть функциональной. Надо искать то, что нужно выразить. Если в "Маргаритках" темой была деструкция, то и форма должна была поддержать эту идею. Отсюда форма коллажа во всем: и в драматургии, и в работе с актерами, и в визуальном ряде. Для меня эксперимент важен как поиск новых возможностей киноязыка. Поэтому мой каждый фильм был поиском иной концепции… Я не хочу изображать поверхностную реальность. Для меня очень важен, интересен поток сознания.