ЛИСТОМАНИЯ
LISZTOMANIA
режиссер: КЕН РАССЕЛ
оператор
ПЕТЕР СУШИЦКИ
композитор
РИК УЕЙКМАН (группа «Yes»)
при участии
ФЕРЕНЦА ЛИСТА
РИХАРДА ВАГНЕРА
О ФИЛЬМЕ
Франц Лист vs Рихард Вагнер.
Лист кружится в круговороте женщин и вечеринок, томные барышни-поклонницы обмахиваются веерами и визжат как битломанки на его концертах. Жизнь – это любовь и удовольствие. Миллиардерши, княгини, и просто женщины – все покорены его музыкой и огромным…эрегированным талантом.
Вагнер – анархист и завистник, одержимый манией величия. По судорожному блеску в глазах в нем можно угадать «отморозка» и фанатика. Он с самого начала привержен борьбе, войне и вампиризму, и потому без зазрения совести ворует у Листа музыку.
Несмотря на невообразимые коллизии и бурные сексуальные фантазии режиссера, в конце добро обязательно победит зло. Make love, Not war!
Пожалуй, это самая экстравагантная кинематографическая выходка британского сумасброда Кена Рассела из его серии «безумные биографии». Слух, зрение и мораль среднего обывателя будут явно шокированы и даже оскорблены – словно специально, чтобы позлить "буржуазных свиней", выражаясь словами персонажа Долтри. Роль поп-звезды Ференца Листа роль сыграл Роджер Долтри - рок-музыкант из легендарной группы "The Who". Папу римского играет Ринго Старр, бывший "битл", а Рихард Вагнер в «Листомании» — анархист, посланник дьявола и Гитлер в одном лице. Режиссер заявлял, что создает «не кинематографическое искусство, а рисунки в манере Гойи того периода, когда испанцы воевали с французами».
Вообще, творческую судьбу, тематику и стиль фильмов Кена Рассела явно определяют три источника вдохновения: музыка, природа родной Южной Англии и неподдельный интерес к проблемам секса, который у него обычно сопряжен с религиозными исканиями. Нередко в своих фильмах и романах он создает причудливую смесь музыкально-сексуально-религиозно-буколических повествований. «Листомания» - ярчайший пример подобной гремучей смеси.
О РЕАЛЬНОСТИ И ВЫМЫСЛЕ
Как это ни странно, неуемная фантазия Рассела не так уж далека от исторической истины. Если убрать очевидные символы, шокирующие преувеличения и разнузданный кич, то британский режиссер довольно точно ухватил суть того, что на самом деле происходило в середине XIX века на музыкальных подмостках Европы.
Молодой Лист полностью изменил представление о том, что могут сделать на клавиатуре руки человека. Он вывел фортепиано из галантных салонов и декабрьским вечером 1837 года продемонстрировал его громоподобную мощь перед тремя тысячами слушателей в большом зале миланской Ла Скала. «Никогда еще рояль не производил такого эффекта», — сказал Лист своему фортепианному мастеру Пьеру Эрару. После этого Лист аранжировал для фортепиано симфонии Бетховена, заявив, что в музыке не существует того, что нельзя было бы воспроизвести на рояле.
В чопорном Лейпциге «половина зала вскочила на стулья», когда Лист играл свою транскрипцию дьявольского «Лесного царя» Шуберта. Ганс Христиан Андерсен находил в нем «нечто демоническое... когда он играл, его лицо менялось, а глаза горели». «Мы были как влюбленные, как бешеные. И не мудрено, — писал русский критик Владимир Стасов. — Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурою, то носившеюся ураганом, то разливавшеюся потоками нежной красоты и грации...».
Женщины доходили до того, что вырывали у него волосы и подбирали пепел от его сигары, который затем прятали на груди. Генрих Гейне, подобно клиницисту наблюдавший за их реакцией, назвал ее «ЛИСТОМАНИЕЙ», что, по определению, означало «нарушение психики, характеризующееся галлюцинациями», или «сильнейшую страсть или желание».
«И все ж какое сильное, какое потрясающее впечатление производила уже одна его наружность! Как истово было одобрение, встретившее его аплодисментами! К ногам его бросали и букеты! То было величественное зрелище, когда триумфатор в полном спокойствии стоял под дождем букетов и, наконец, учтиво улыбаясь, воткнул в петлицу красную камелию, выдернув ее из одного такого букета. И какие восторги! Настоящее сумасшествие, неслыханное в летописях фурора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Сюрреализм, фортепиано, музыка как оружие, падение с моста, ад и рай, клыки вампира, религиозный символизм, медовый месяц, музыка дьявола, меч, застать в постели с любовником, вампир, мужская обнаженка, аллегория Гитлера, убить вампира, Рихард Вагнер, душа, фаллический символ, курящая сигару женщина, женская обнаженка, муж-изменник, пенис, муж и жена, фальшивый пророк, обнаженный танец, песочные часы, замок, францисканские монахи, развод, поп, кастрация, страх кастрации, благословение, церковный орган, плачущий ребенок, свадьба, историческая выдумка, Чарли Чаплин, обряд, венгерский, нацист, бондаж, гильотина, языческий обряд, секс, история дьявола, огромный пенис, фанатки, революция, расизм, буря в ночи, страх убийства, пламя, легенда о Франкенштейне, шпион, искусство против политики, одежда моряка, глэм рок, коммунизм, курение сигары, анахронизм, музыкант, Лист, композитор, классическая музыка, секретная лаборатория, обнаженный с оружием.
ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ РЕЖИССЕРА
Монашки, змеи, фаллические символы, марширующие нацисты, секс.
О РЕЖИССЕРЕ
Если следовать неписанным околокинематографическим законам, по которым творец частенько выстраивает свою личную жизнь в полном соответствии с творческой биографией, знаменитый британский режиссер Кен Рассел давно должен был бы отойти в мир иной: не то безумие должно было охватить его в наркотическом бреду, не то чума ХХ века загнать в могилу костлявой рукой. Однако, презрев все законы жанра, Кен Рассел на девятом десятке лет живет и здравствует, исправно снимает кино и никаких скандальных выходок, кроме поиска подруги жизни в Интернете, за ним не числится.
Генри Кеннет Альфред Джеймс Рассел родился в Саутгемптоне, Англия, 3 июля 1927 года. Был любознательным и творческим ребенком, а любовью к кино обязан маме, которая частенько водила его смотреть самые разные фильмы. Несмотря на то, что первый кинорежиссерский опыт случился в десять лет, когда Расселу подарили любительскую камеру, до настоящего успеха было еще далеко – в 15 лет Рассела отправили учиться в Морской колледж, откуда он сбежал, презрев местную дисциплину. Нанялся на Торговый флот, но отплавав какое-то время к морским путешествиям охладел, и решил стать танцором. Всерьез учился, и даже гастролировал с танцевальной труппой, однако и в этом призвания не нашел. Призвание нашлось в фотографии – через некоторое время фотограф Кен Рассел стал весьма популярным фотографом, делал снимки для многих глянцевых журналов. Параллельно он снимает любительские короткометражные немые фильмы, один из которых "Амелия и Ангел" попадает на BBC – и незамедлительно следует предложение поработать на знаменитой студии. На BBC Рассел служит долго, и именно здесь приобретает всенародную славу – сначала как телевизионный, а потом и как кинорежиссер.
В тот период Рассел снял множество телебиографий знаменитых композиторов, и один из фильмов, посвященный Дебюсси начинался так: в привязанную к дереву обнаженную девушку летят стрелы: одна, другая, третья. Через какое-то время все тело девушки утыкано стрелами… "Конечно, - сказал потом Рассел, - если бы я начал с каких-то традиционных кадров, не думаю, что это привлекло бы внимание. А так вряд ли кто-то из зрителей выключил телевизор…" Ну а первый кинофильм, привлекший внимание общественности – "Влюбленные женщины" – взволновал эту самую общественность сценой борьбы совершенно обнаженных мужчин в исполнении Оливера Рида и Алана Бейтса.
Едва ли можно сосчитать, сколько раз режиссера Кена Рассела предавали анафеме за "хулиганские" выходки, эпатаж, богохульство, издевательства над всеми существующими законами и порядками. Мир его фильмов - жутковатый, мрачный, населенный фриками и чудовищами, которые рождает разум, усыпленный или взбудораженный галлюциногенами, будет пострашнее иных миров, созданных с помощью современных компьютерных технологий. Это может быть мир вполне реальных людей, которые на поверку тоже оказываются мягко говоря, странными персонажами ("Музыкальные любовники" о Чайковском", "Малер", "Листомания", посвященный композитору Ференцу Листу); мрачное Средневековье с его оголтелым религиозным фанатизмом ("Дьяволы" , массовая истерия по поводу появления нового молодежного Мессии в послевоенной Британии (рок-опера "Томми" или рискованные эксперименты постепенного сходящего с ума ученого ("Другие ипостаси" . Здесь все на грани фола: танцующие нацисты, монашки, насилующие статую Иисуса (эту сцену из фильма "Дьяволы" вырезали по цензурным соображениям, но 31 год спустя показали по телевизору, пытаясь восстановить справедливость по отношению к режиссеру, задоенному цензурой), композитор Вагнер в эссесовском мундире и щедро разбросанные повсюду фаллические символы. Сам же Рассел не придает этому всего большого значения, называя свои фильмы "союзом музыки и образа".
http://www.inoekino.ru
ССЫЛКИ
Продюссирование и раскрутка артистов-звезд на примере Ференца Листа