ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ
режиссер: Олег Тепцов
Автор сценария Юрий Арабов, по рассказу Александра Грина "Серый автомобиль"
Музыка: Сергей Курехин
Рецензия Сергея Кудрявцева
Сергей Курехин: ссылки на интернет-ресурсы
"Если вы романтик, вы - фашист!", интервью с Сергеем Курехиным
Многие годы художнику Платону Андреевичу не давала покоя мысль о состязании с Всевышним. Ему, автору великолепных восковых манекенов, хотелось создать нечто совершенное и вечное, не поддающееся течению времени. ...Однажды, находясь в крайней нужде, Платон Андреевич принял предложение некоего богатого дельца оформить интерьер его дома. Знакомство с женой хозяина Марией привело художника в замешательство. Он был убежден, что несколько лет назад с нее, носящей тогда имя Анны Белецкой, больной чахоткой девушки, он вылепил свой лучший восковой манекен. Анна умерла. Так кто же эта женщина?
Своеобразным феноменом отечественной культуры второй половины 20 века стала так называемая "ленинградская школа" кино. Это питерский "особый взгляд", который отличался особым вниманием к сакраментальным вопросам человеческого бытия, экспериментами с формой, поисками небанального киноязыка, а порой и самыми радикальными проявлениями художественного кинотворчества. Круг кинематографистов, который объединил этот истинно питерский путь, был очень широк - Динара Асанова, Алексей Герман, Александр Сокуров, Евгений Юфит. Среди нового поколения молодых режиссеров, заявивших о себе в конце 80-х, особо выделялись Сергей Сельянов и Олег Тепцов.
ТЕПЦОВ Олег Павлович (р. 1954), российский кинорежиссер, сценарист. Дебютировал в 1984. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу гобоя (1979), в 1986 - Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров (мастерская Эмиля Лотяну). "Господин оформитель" (1988) стал его дипломной работой, и принес автору огромный успех. Поставил также игровой фильм "Посвященный" (1989), снова по сценарию Юрия Арабова и с музыкой Сергея Курехина, а также документальные фильмы "Красная армия" (1991) и "Похороны Ленина" (1993).
В этом фильме сыграл свою лучшую роль Виктор Авилов, умерший от рака летом 2004 года. Именно здесь неотвратимо и безапелляционно проявилась редкая фантасмагоричность актера. Герои Виктора Авилова почти всегда знали, что такое рок и каково это - жить, страдая и мучаясь. Но этот импозантный декоратор с то ли прекрасным, рыцарским, то ли уродливым, лошадиным лицом и сам не знал, какие силы затягивают его в свой круг - ясно одно: им нет рационального объяснения. С экрана передается странное знание о том, что господин оформитель не ограничивается этим, пусть таким выразительным, физическим телом. Финальные кадры фильма заранее стали лучшим реквиемом актеру, все силы бросившему на то, чтобы убежать от того, от чего спастись невозможно.
"Господин оформитель" стал дебютным и для Сергея Курехина, одно из самых необыкновенных музыкантов нашего времени. Именно здесь началась его уникальная по совершенству карьера как композитора фильмов. Олег Тепцов рассказывает: "Лето 1986 года. За два дня до выпуска моего фильма композитор, с которым я работал, отказался от сотрудничества. И нас с Курехиным заочно представили друг другу. Мне его имя ни о чем не говорило, ему - мое. В "большом" кино мы оба были новичками. Впервые встретились в кафе на площади Искусств и уже через пять минут решили, что будем работать. На следующий день он посмотрел отснятый материал "Господина оформителя-1", и мы обговорили план и характер музыки. Курехин привел в студию музыкантов из группы "Кино": Каспаряна, Тихомирова и Гурьянова. Пришел Африка и почти всю запись проспал в кресле в ожидании своей очереди дзинь-дзинькнуть на маленьких колокольчиках. За восемь часов получилось столько музыки, что ее вполне бы хватило на два фильма.
Через два дня я полностью смонтировал звук и представил картину худсовету в Госкино. Фильм приняли на удивление хорошо и сразу дали дополнительные деньги, чтобы сделать вариант для "большого" экрана - "Господин оформитель-2". Тогда Сергей сказал: "А давай-ка мы всю музыку перепишем!" Мы все переписали, и опять получилось классно..."
Через год Тепцов делает свой следующий фильм - "Посвященный", где присутствие Курехина в качестве композитора считается уже само собой разумеющимся. Тем не менее отдельные темы для фильма Курехин записывал аж в пяти версиях! Необходимо отметить, что именно с сотрудничества с Тепцовым началась уникальная по совершенству карьера Курехина как композитора фильмов.
Биография Сергея Курехина
Сергей Анатольевич Курехин родился 16 июня 1954 года в городе Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься с четырех лет. Детство и школьные годы провел в Крыму, в Евпатории. В 1971 году, по окончании средней школы, Курехин с семьей переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище имени Мусоргского при Ленинградской консерватории. Из училища его вскоре отчислили за хронические пропуски занятий. Потом он недолгое время проучился в Институте культуры, на факультете хорового дирижирования. Потом работал концертмейстером художественной гимнастики.
Свой путь в музыке Сергей Курехин начинал как рок-пианист; в 1971-1977 годах он выступал с известными самодеятельными группами "Пост", "Большой железный колокол" и "Гольфстрим". Затмем он увлекся джазом и вступил в квартет (позднее трио) ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова, с которым выступал на крупнейших джазовых фестивалях страны. В конце 1970-х годов Курехин также экспериментировал с разнообразными собственными группами. В первой половине 1980-х годов Курехин на время вернулся к року как аранжировщик "Аквариума", и при его участии записаны альбомы "Треугольник", "Табу" и "Радио Африка".
В 1984 году он создал свой ансамбль - "Популярная механика" ("Поп-механика"), в состав которого вошли участники групп "Аквариум", "Кино", "Игры", "Ауцыон", "Джунгли", "Три-О", фольклорный ансамбль А.Федько. Впоследствии оркестр Курехина объехал почти всю страну, затем выступал за рубежом. Шоу "Поп-механики", в которых участвовали музыканты и художники разных школ, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз-группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек), имели дивные названия: "Индейско-цыганские медитации", "Пять дней из жизни барона Врангеля", "Как волка ни корми, а Капитаном он не станет", "Переход Суворова через Кутузова".
Помимо работы со своим коллективом, Сергей Курехин выступал с сольными программами фортепианных импровизаций и дуэтами (от Г.Кайзера до Н.Гусева), писал музыку к спектаклям и фильмам: "Господин оформитель" и "Ангел истребления" О.Тепцова, "Счастливо оставаться!" С.Белошникова, "Трагедия в стиле рок" С.Кулиша, "Оно" С.Овчарова, "Переход товарища Чкалова через Северный полюс" М.Пежемского, "Два капитана-2" С.Дебижева, "Замок" А.Балабанова, "Три сестры" С.Соловьева, "Научная секция пилотов" Андрея И. Как актер Сергей Курехин снялся в фильмах "Лох - победитель воды", "Сломанный свет", "Два капитана-2", "Над темной водой", "Комплекс невменяемости". Его дискография насчитывает несколько десятков пластинок, компакт-дисков -"Насекомая культура", "Поп-механика № 17", "Полинезия. Введение в историю", "Опера богатых", "Ибливый опоссум" и др.
В последние годы жизни его активность возросла необычайно, амплитуда колебаний курехинского творческого маятника приобрела безнадежно непредсказуемый характер. В сентябре '94 вместе со своим приятелем Евгением Рапопортом он учреждает агентство
"Депутат Балтики" и осуществляет серию больших и малых проектов. В октябре '94-го БКЗ "Октябрьский" сотрясается от дорогостоящей, с размахом поставленной садо-мазохистской драмы "Гляжу в озера синие". В этом помпезном шоу принимали участие
кролики, еврейский оркестр, множество актеров и музыкантов, барышни с обнаженными сисечками, арфистки и даже народный артист России Эдуард Хиль.
Скончался 9 июля 1996 года, в возрасте 42 лет от редкого заболевания - саркомы сердца. Его памяти посвящен Международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), который ежегодно проводится в Петербурге. Кроме того, курехинские фестивали ежегодно проходят в Берлине, Амстердаме и Нью-Йорке.