ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ / BRODEUSES

первые 100 билетов в предварительной продаже 50 ру, остальные и в день сеанса 80 ру.

Франция, 2004, 88 мин.
режиссер: ЭЛЕОНОР ФОШЕ
в ролях:
ЛОЛА НАЙМАРК, АРИАН АСКАРИД, МАРИ ФЕЛИ и др.

Гран-при и приз за лучший сценарий недели критики Каннского кинофестиваля, 2004 г.

Награда синдиката французских кинокритиков в категории "лучший фильм", 2005 г.

Приз за лучший французский сценарий на кинофестивале в Довилле (Франция), 2004 г.

Номинация Европейской киноакадемии "Европейское открытие года" (режиссер Элеонр Фоше), 2004 г.

Три номинации французской национальной кинопремии "Сезар", 2005 г.: лучший режиссерский дебют, лучшая актриса второго плана (Ариан Аскарид), лучшая актриса-дебютант (Лола Наймак).

авторы сценария:
ЭЛЕОНОР ФОШЕ
ГАЭЛЬ МАСЕ

оператор
ПЬЕР КОТТЕРО

музыка
МИХАЭЛЬ ГАЛАССО

ССЫЛКИ:
Официальный сайт на фр. языке
Официальный сайт на нем. языке

 

Этот фильм, безусловно, принадлежит к числу картин, делающих "артхаусу" доброе имя. Хотя так называемое "женского кино" приобрело в последние годы дурную славу, чувственный и неторопливый дебют Элеонор Фоше достоин самой высокой похвалы. Это исследование материнства, это акт сотворения - новой жизни или прекрасного произведения искусства - буквально из ничего. Картина, столь же хрупкая и изящная, как и ее важный образный мотив, вышивка, повествует об искренней и сильной привязанности, какая только возможна между двумя женщинами.

Молодая актриса Лола Наймарк, чья красота словно сошла с полотен прерафаэлитов, обладательница прекрасных огненных кудряшек - жива, непредсказуема и необыкновенно пленительна в своем экранном воплощении. Ее героиня, беременная 17-летняя Клер из маленького провинциального городка, чтобы избежать пересудов соседей принимает решение родить ребенка тайно, а затем оставить его. Безразмерная одежда и легкий корсет до поры до времени помогают ей скрывать правду от коллег по работе в супермаркете, а от мыслей о грядущих проблемах отвлекают увлеченные занятия по вышиванию.

Но в супермаркете тайн не сохранишь, и рано или поздно Клер приходится отправиться на поиски новой работы. Судьба приводит ее к Мадам Меликян, вышивальщице От Кутюр. У Мадам своя личная драма: в автокатастрофе она потеряла сына. Однажды она пытается покончить с собой, но по счастливой случайности Клер вовремя оказывается рядом. С этого момента развертывается прекрасная и тонкая история дружбы, доверия, исцеления и любви. День за днем, стежок за стежком, по мере того, как растет живот Клер, девушка и Мадам становятся все ближе и роднее друг другу. В этом фильме нет длинных монологов и пространных речей. Вместо них - простые, но эмоциональные визуальные образы и замечательная игра актерского дуэта.

Перевод с английского Андрея Смирнова, Ижевский киноклуб

 

Кадр из  фильма ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ / BRODEUSES


ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ФИЛЬМА
ЭЛЕОНОР ФОШЕ

Два ваших персонажа обретают друг друга через страхи и травмы материнства: 17-летняя будущая мама Клер и Мадам Меликян, скорбящая о своем погибшем сыне. Что навеяло Вам эту историю?

Во время беременности я все время спрашивала себя, буду ли я хорошей матерью, смогу ли вырастить ребенка. И испытывала панический страх его потерять. Так что, видимо, я бессознательно вложила свои страхи и переживания в моих двух героинь. Но Мадам Меликян - более сложный образ. Я отчасти видела в ней миссис Данверс из "Ребекки" Хичкока: всегда в черном, и всегда немного испугана. В ней есть и небольшая тайна: она приехала из Восточной Европы, где другой менталитет, другая культура, и скорбь тоже другая.

Важное место в Вашем фильме занимает искусство вышивания. Учились ли этому актрисы?

Да, они учились у профессиональной вышивальщицы - это ее работы мы видим в картине и ее руки сняты на крупных планах. Актрисы даже специально не носили колец, что требовалось по одной из техник. Лола Наймарк, играющая Клер, научилась очень быстро. В эпизоде, когда ей нужно было разорвать вышивку, она очень нервничала и не хотела уничтожать прекрасную работу. Ее разорвала сама автор. Мы даже вздрогнули.

 Диалоги между Клер и Мадам довольно скупы, особенно в эпизодах их совместной работы. Что же есть такого особенного в вышивании, что оно способно так сблизить двух разных людей?

В основном, две вещи. Во-первых, за вышиванием вы начинаете думать иначе. Руки делают монотонную, тонкую работу, а душа начинает мечтать. Для Клер это стало обретением своей природы, возможностью задуматься о будущем ребенке. В начале фильма ребенок для нее только помеха: она скрывает беременность, и чтобы отогнать мысли о нем, занимается вышивкой. Когда работа закончена, Клер, уже на последних месяцах беременности, воспринимает будущего ребенка гораздо более позитивно. Во-вторых, сам процесс вышивания, создания из нитей прекрасных вещей, помогает двум женщинам исцелиться и заново начать свои жизни.

В картине заметен визуальный контраст между открытой природной средой городка, где живет Клер и утробной темнотой жилища Мадам, в котором затем она поселяется. Это сделано Вами намеренно?

Да. Мне совсем не хотелось, чтобы природа была в фильме красивой декорацией для происходящего. Природа - это стихийная часть Клер. Ее неосторожная беременность указывает на то, что Клер слишком близка к своим основным инстинктам. В сцене в лесу она не боится своей сексуальности, даже будучи беременной. Мастерская Мадам стала для обоих своеобразным убежищем. Да, это и есть утроба, в которой растут и готовятся к новой жизни наши героини.

Перевод с английского Андрея Смирнова, Ижевский киноклуб