ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ /LA NAISSANCE DES PIEUVRES

Франция, 2006, 100 мин.
режиссер: СЕЛИН СКЬЯММА
в ролях:
ПОЛИН АКАР, ЛУИЗ БЛАШЕР, АДЕЛЬ ЭНЕЛЬ

Французская кинопремия им. Луи Деллюка, 2007: лучший кинодебют года (совместно с фильмом «Все прощено»)
Фестиваль фильмов о любви в Кабурге, Франция, 2007: приз молодежного жюри
Фестиваль франкоязычного кино в г. Штуттгарт, Германия, 2007: приз канала TV5 MONDE OFJA, приз кинокритиков
Номинации на французскую национальную кинопремию «Сезар», 2008: лучший режиссерский дебют, лучший дебют актрисы (Луиз Блашер и Адель Энель)

оператор
КРИСТЕЛЬ ФУРНЬЕ

музыка
PARA ONE

 

ФЕСТИВАЛИ

Город света, город ангелов ( Кол-Коа) Лос-Анджелес, США, 2008
Фестиваль французских фильмов в Бангкоке, Таиланд, 2008 (специальная программа)
Фестиваль франкоязычных фильмов в Братиславе, Словакия, 2008 (специальная программа)
Фестиваль французских фильмов в Японии, 2008 (основная программа)
Фестиваль французского кино Альянс Франсэз, 2008 (специально отобранные фильмы)
Международный кинофестиваль Рио де Жанейро, Бразилия, 2007 (гей-программа)
Международный кинофестиваль в Роттердаме, Нидерланды, 2008 (основная программа, полнометражные фильмы)
Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, США, 2008 (специальная программа)
Международный кинофестиваль в Турине, Италия, 2007 (основная программа, полнометражные фильмы)
Нью-Йорк, США, Новые режиссеры Новые фильмы – 2008 (Специальная программа Французское кино)

 

 

ССЫЛКИ

Официальный сайт фильма (на англ. языке)

 

 

ФИЛЬМ И РЕЖИССЕР

Лето в пригороде Парижа. В центре внимания 15-летние подростки, которым нечем заняться, разве что рассматривать потолок в собственной комнате. Мари, Анна и Флориана встречаются в местном бассейне. Первые желания. Первый опыт всегда незабываем, потому, что не знает запретов.

Селин Скьямма родилась в 1980 году в новом «экспериментальном» городке Клержи-Пунтуаз в пригороде Парижа. Именно его она запечатлела в своей дебютной картине «Водяные лилии». Кстати, здесь же был снят известный фильм о превратностях любви «Друг моей подруги» Эрика Ромера (1987).

Кадр из фильма "ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ / LA NAISSANCE DES PIEUVRES " «Клержи – это город, в котором я выросла, и провела первые самые важные годы в своей осознанной жизни. Но мой фильм – это не автобиография. Это очень личная и интимная картина о созревании девочки, о том, что такое быть девушкой».

Молодая режиссер принадлежит к новой волне современного французского «женского» кино, переплавляющей личный опыт художника в интимное, тонкое, откровенное повествование. В основе сюжета «Водяных лилий» - охватившее юную героиню внезапное, незнакомое и сильное чувство к ровеснице, восходящей звезде синхронного плавания из местного бассейна. С типично французской откровенностью и стилем Скьямма снимает самые интимные сцены своего фильма.

Селин Скьямма окончила французскую национальную киношколу La Femis. Сценарий «Водяные лилии» она написала еще во время учебы. Он понравился продюсерам, и настояли на том, чтобы она сама и сняла по нему фильм. Она с трудом согласилась, и этот шаг сделал ее одной и самых ярких дебютанток современного французского кино.

 

 

 

 

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ

Были ли вы так же, как другие, уверены в том, что именно вы будете снимать этот фильм?
Я ужасно боялась, потому что я видела себя только сценаристкой. Мой агент в конце концов сказал: «Хорошо, не снимай, если не хочешь, мы отдадим сценарий другому». И вот тогда я поняла, что я не хочу, чтобы его испортили чужие руки. С их стороны это было беспроигрышной психологической тактикой. Так что через год после окончания киношколы я стала снимать свой фильм.

Не сказывалось отсутствие кинематографического опыта?
У меня был тесный контакт с продюсером. Я подобрала такую команду, которая на самом деле хотела снимать этот фильм, и которая с каждым дне доверяла мне все больше и больше. Говоря о техническом аспекте постановки, я училась всему прямо на съемочной площадке. Я не говорю о том, что я знала как называется та или иная линза в объективе, главное, понимать, как выразить свои идеи. И этот процесс мне понравился!

Селин Скьямма Вы занимались в детстве синхронным плаванием?
Нет. Но я сама испытала в 15 лет то, что происходит в первом эпизоде фильма. Однажды я случайно попала в бассейн на показ синхронного плавания, и увиденное шоу сильнейшим образом повлияло на меня. Я несколько дней буквально не могла найти себе места. Мне страстно хотелось так же красиво плавать вместе с ними. Потом уже я поняла, что за этим стояло мое желание быть как они, быть частью целого, во мне зрела женственность. По большому счету, те девочки достигли совершенства в абсолютно бессмысленном деле – но мне тоже хотелось совершенства! И меня осенило, что именно синхронное плавание символически выражает идею «быть девочкой», ведь в нем наглядно присутствуют две стороны подросткового мира: на поверхности ты идеальна, ты улыбаешься, ты - прекрасная кукла, а в это время под водой кипят страсти, ты отрабатываешь технику, там твоя боль и твоя жертва, которую ты приносишь внешней красоте - и никто не знает об этом!

В вашем фильме есть несколько сложных сцен, в том числе и сексуальных. Как вы работали над ними со своими юными актрисами?
На кастинге я честно и открыто рассказывала каждой, кто пробовался, всю историю, которую я буду снимать. В том числе и эпизод дефлорации, для меня это радиография женственности. И я обратила внимание, что почти все из них приняли эту тему адекватно и очень близко к своим интимным ощущениям, без внутреннего протеста. Так состоялся мой первый вклад в будущие съемки.

Была долгая подготовка?
Они работали с тренером примерно на протяжении месяца перед началом съемок. Каждый день мы узнавали друг друга лучше, все больше и больше открываясь друг другу. Мне нужно было убедиться, что девочки поняли и осознали в этой истории все до последней детали, чтобы на съемках не было неприятных сюрпризов и разочарований. Мы снимали по заранее обсужденному плану, без импровизаций. Часто разговаривали об их персонажах, но никогда – об их личной жизни.

Снимается много фильмов о поре созревания, но ваш фильм удивительным образом выглядит вне времени.
Мне хотелось сделать фильм о подростках как бы в стиле анти-фильма о подростках. Если ты снимаешь обычное кино о тинейджерах 2007 года, то через 5 лет оно устареет – там будет и другая мода, и другие тинейджеры. Меня же интересовало то, что останется всегда: чувства и эмоции, – они во все времена одни и те же. Забавно, что во Франции этот фильм становиться все больше и больше соотноситься с хиппи-культурой, но это уже помимо моей воли. Фильм начинает жить своей жизнью.