"АНТОНИЯ"
70 руб.
режиссер: Марлен Горрис
Оскар за лучший иностранный фильм 1996 года
Национальная бельгийская кинопремия им. Йозефа Плато за лучшую женскую роль Элс Доттерманс. Номинация на лучший игровой фильм.
Главный приз "Золотой теленок" за лучшую режиссуру (Марлен Горрис) и лучшую женскую роль (Виллеке Ван Аммелроой) на Нидерландском международном кинофестивале, Утрехт.
Приз зрительских симпатий режиссеру Марлен Горрис на международном кинофестивале в Торонто
Номинация на Золотой Колос на международном кинофестивале в Валладоли
Номинация в категории "выдающийся фильм" на премию Альянса геев и лесбиянок против дискриминации.
Номинация на премию британской киноакадемии в категории "Лучший неанглоязычный фильм".
Номинация на премию Ассоциации кинокритиков Аргентины "Золотой кондор".
оператор
ВИЛЛИ СТАССЕН
Западные критики сравнили этот фильм, причудливо балансирующий между драматическим и магическим реализмом, с "Красотой по-американски". Действие фильма разворачивается на протяжении 40 лет и повествует о пяти поколениях одной семьи независимых женщин, и главы их необычного семейства, Антонии. Вскоре после Второй мировой войны она возвращается в свой родной поселок с дочерью. Это и притча, и фарс, и высокая трагедия о цикличной природе времени и женской красоте.
Голландка Марлен Горрис вызвала интерес в Америке еще в 1983 году, сняв судебную драму "Тишина вокруг Кристины М." о женщине-психиатре, которая пытается понять мотивы поведения трех незнакомых друг с другом горожанок, желавших убить одного и того же мужчину - владельца магазина. Последнюю работу этой постановщицы, впервые представленную в одной из программ Канна-95, в США назвали "феминистской сказкой" и выдвинули на соискание "Оскара", который она и получила неожиданно для всех. Первые минут тридцать можно только удивляться устойчивому предпочтению Американской киноакадемией именно маргинального заграничного кино - чем случайнее и непредсказуемее выбор, тем лучше. Деревенская хроника послевоенных лет полна грубых натуралистических деталей и странных поступков героев, непривычных даже для голландского кинематографа, всегда интересующегося чем-либо ущербным, патологичным, экстравагантным.
Смена тональности на язвительно-эпатажную тоже не вызывает особого изумления - хотя "Антония", кажется, первая из "оскароносных" лент, содержащая лесбийскую эротическую сцену. Но в дальнейшем, после того, как фильм поменяет еще несколько своих обличий, начинаешь догадываться, что он не только более лукав, как аллегория или басня, но и по-своему мудр и философичен, словно притча. Феминистский настрой картины, порой приобретающий почти маскулинофобский характер, является столь же второстепенным, как и возникающее предположение, что рассказ о нескольких десятилетиях жизни дочери, внучки, правнучки, подруг и чудаковатых соседей Антонии, ныне приготовившейся к смерти, это обычная семейно-бытовая история, лишь приправленная "специями" для остроты ощущений. Даже когда осознаешь, что автор печалится о суете сует и тщете бытия, в финальном послесловии Марлен Горрис опровергает готовый неутешительный вывод и заставляет подумать о неистребимом природном инстинкте жить и продолжать род человеческий. Как гласит название одной из трагикомических притч Марко Феррери, "Будущее - это женщина".
Сергей Кудрявцев, Энциклопедия кино на www.km.ru
Марлен ГОРРИС (сценарист, режиссер)
Режиссерским дебютом Марлен Горрис была картина "Вопрос тишины", к которой она сама написала сценарий. Лента получила премию за лучший полнометражный фильм на фестивале в Утрехте, премию зрителей на МКФ женского кино в Со (Франция) и премию МКФ в Таормине (Италия).
Ее второй фильм "Разбитые зеркала" (снова по собственному сценарию) получил премию публики на фестивале в Утрехте и премию за лучший фильм на МКФ в Сан-Франциско. Также он был удостоен особого упоминания жюри МКФ женского кино в Кретёе (Франция).
Третий фильм Марлен Горрис "Последний остров" вышел в Голландии в 1990 году. Затем, в 1992, она поставила пять получасовых картин под названием "Уличные истории" для голландского телевидения. Марлен Горрис изучала английский язык в университете в Гронингене и театр в Амстердамском университете. В 1976 она получила степень "магистра искусств" театрального факультета Бирмингемского университета (Великобритания).
"Антония" - четвертый игровой фильм Марлен Горрис, фильм, который по-настоящему прославил этого тонкого и глубокого автора. Вслед за "Антонией" Горрис поставила в Англии фильм "Миссис Даллоуэй" по роману Вирджинии Вулф с Ванессой Редгрейв в главной роли.
После "Антонии" Горрис снимает кино удивительно ровное, вежливое и какое-то предсказуемое - не в смысле финала, но во всем, что касается использованных образов и вежливых сценарных слов. Такое чувство, будто отношение художник - реальность в ее случае носит принципиально договорной и непременно устраивающий обе стороны характер. Такое ощущение, словно прежде, чем приступить к работе, она заранее обговаривает с той частью мироздания, которую она намеревается запечатлеть на целлулоид, все детали и нюансы - чтобы впоследствии не возникло недоразумений. И их действительно не возникает.
Фильмография: Режиссер
КАРОЛИНА (2003) /CAROLINA/
ЗАЩИТА ЛУЖИНА (2000) /LUZHIN DEFENCE, THE/
МИСС ДАЛЛОУЭЙ (1997) /MRS. DALLOWAY/
АНТОНИЯ (1995) /ANTONIA / ANTONIA'S LINE/
ПОСЛЕДНИЙ ОСТРОВ (1990) /LAST ISLAND, THE/
РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА (1984) /BROKEN MIRRORS/
ВОПРОС О ТИШИНЕ (1982) /QUESTION OF SILENCE, A/
Фильмография: Сценарист
АНТОНИЯ (1995) /ANTONIA/
ПОСЛЕДНИЙ ОСТРОВ (1990) /LAST ISLAND, THE/
РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА (1984) /BROKEN MIRRORS/
ВОПРОС О ТИШИНЕ (1982) /QUESTION OF SILENCE, A/