АНТЕННА / LA ANTENA
режиссер: ЭСТЕБАН САПИР
Национальная премия ассоциации аргентинских кинокритиков «Серебряный кондор»: за лучшую режиссуру, лучший монтаж, лучшая работа звукооператора. Номинации: лучший фильм, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика и художника по костюмам, лучшая музыка.
Аргентинская премия в области кино, театра, телевидения и радио «Clarin Entertainment», 2007, Буэнос Арес: лучший фильм и лучшая музыка.
Международный кинофестиваль фантастического кино Fant-Asia, Монреаль, Квебек, Канада, 2007. Приз режиссеру фильма.
Приз за лучшую операторскую работу на Международном кинофестивале в Трансильвании
Черно-белый, на испанском языке, перевод субтитрами
оператор
КРИСТИАН КОТТЕТ
композитор
ЛЕО СУХАТОВИЧ
ССЫЛКИ
Официальный сайт фильма (на испанском и английском языках)
Интервью с режиссером (на английском языке)
О ФИЛЬМЕ
«Антенна» похожа одновременно и на сказку, и на сон. Из тех снов, когда вы точно знаете, что спите, но когда нужно проснуться, никак не можете разлепить глаза и продолжаете смотреть странную картинку.
В некоем городе живут люди, потерявшие голоса. Они общаются между собой, читая по губам, целыми днями смотрят телевизор, едят одну и ту же пищу, жизнь их однообразна и пуста. Голоса у людей украл Мистер ТВ – правитель города. Именно человеческие голоса подпитывают систему, которая держит город в абсолютной власти Мистера ТВ. Однако он хочет украсть у людей и слова, и чтобы добиться этого, Мистер ТВ похищает певицу Голос, единственного человека в городе, сохранившего способность говорить.
Это виртуозное черно-белое фэнтези , стилизация под фильм 20-30 годов, с цитатами из Фрица Ланга, Мурнау и классики советского киноавангарда. Изысканный эксперимент, доставляющий удовольствие даже тем, кто далек от киномании. Здесь все исполнено безупречного стиля: визуальные и звуковые образы, концепция и отдельные кадры. Порой они приобретают грязноватый серо-желтый оттенок, будто сняты на плохой пленке. Порой они настолько контрастны, что уже от одного этого контраста (провальный черный и такой же слепящий, без полутонов и теней белый) становится тревожно. Слова, врисованные в кадр, не просто заменяют звуки – они играют такую же роль, как и люди. Точнее, играют вместе с людьми – их можно отодвинуть, отвернуться, ими можно стрелять. Закрыть ладонью нарисованные буквы – значит заставить человека замолчать.
И еще – масса деталей. Постоянно падающий снег, похожий на мелко порванную бумагу, похожие на ящерицу шрамы на ладони семьи Телемастера как знак принадлежности к «гильдии», бумажная фигурка певицы Голос, нарисованные слова, улетающие в сторону той самой антенны, люди-крысы, солдаты-тени, коварный доктор с телевизором вместо рта, похищение слов, и антенна высоко в горах, с которой можно передать голос всем людям. Сапир снял совершенно нереальный пир приёмов и образов, как классических, так и вполне новаторских.
Герои фильма несовершенны – у жителей города нет голосов. У певицы Голос есть голос, но нет лица. У ее сына тоже есть голос, но стерты глаза. Наивная фантастика, к которой примешиваются намеки на современность, пробирает до дрожи.
«Антенна» Эстебана Сапира – это фильм, который нужно СМОТРЕТЬ. Не слушать в пол-уха, параллельно занимаясь домашними делами или болтая с друзьями. Не смотреть между делом за вязанием или написанием курсовой. Его нужно смотреть (видеть), и только тогда получится полностью понять сюрреалистическую сказку, рассказанную взрослым для взрослых.
Картонный город складывается в книжечку и закрывается. На экране появляется надпись «FIN».
О РЕЖИССЕРЕ
Эстебан Сапир родился в Буэнос-Айресе 6 июня 1967 года. Окончил Государственный Аргентинский университет в Чине. Его первыми режиссерскими работами стали музыкальные видеоклипы и рекламные ролики.
В 1994 Сапир снял свой первый фильм «Мелкий порошок» (Picado fino), который был отмечен наградами на нескольких ведущих кинофестивалях, в том числе в Берлине, лента также принимала участие в кинофестивале «Молодость». Сапир занимался не только режиссурой, он также писал сценарии и работал, как оператор.
В 1999, вместе с Гонсало Агула и Жозе Арна, Сапир основал компанию «La Double A», которая за время существования создала более 250 рекламных роликов, музыкальных клипов и короткометражных лент.
В 2004 режиссер снял фильм "Live & Off The Record". За первую неделю в Латинской Америке было продано 600 тысяч копий. «La Antena» – третий фильм Эстебана Сапира, стал для него прорывом. После релиза картины, режиссера сразу же занесли в списки ведущих режиссеров Латинской Америки и мира, а кинокритики причислили фильм к форвардам мирового кинопроцесса.