АЛИСА / NECO Z ALENKI

Чехословакия, Швейцария, Великобритания, Западная Германия, 1988, 85 мин.
режиссер: ЯН ШВАНКМАЙЕР
в ролях:
в роли Алисы КРИСТИНА КОХОУТОВА остальные роли исполняют куклы и предметы.

Премия за лучший игровой фильм на Международном кинофестивале анимационного кино в Аннеси, Франция, 1987.

Номинация Международного фестиваля фантастических фильмов FANTASPORTO, Порто, Португалия, 1989.

По повести Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в стране Чудес"

Неофициальный сайт фильма (на англ. яз)

"Алиса"- это не сказка, а сон, который, в отличие от сказки, лишен морального нравоучения"

 

О МЫШЬ!

"Великий мир кино - тех, кто его снимает, и тех, кто его смотрит - разбился на два неравных лагеря. Тех, кто никогда не слышал о Яне Шванкмайере, и тех, кто лбом столкнулся с магической величиной его работ и знают, что они смотрят в лицо гениальности," - написал в своем вступлении к его творчеству обозреватель журнала "The New Yorker" Энтони Лейн. С легкой руки знаменитых мультипликаторов братьев Куэй его называют Пражским алхимиком кино.

Фильмы Шванкмайера - это, действительно, зрелище удивительное. Его анимация поражает своей брутальное реальностью. Он - кукольник, привыкший иметь дело с материальным, и, работая на стыке игрового и экспериментального кино, он не снимает мультипликационных фильмов в традиционном смысле слова. Его работы - это шокирующая комбинация анимации, живых актеров, документальных кадров, он сталкивает разные техники мультипликационного кино, с помощью покадровой съемки "оживляет" кукол, старые игрушки, глину, корни деревьев, куски мяса, кости, кухонную утварь, тем самым превращая и настоящего актера в своеобразную сюрреалистическую марионетку.

Кадр из фильма "АЛИСА / NECO Z ALENKI""Алиса" - первый игровой фильм Шванкмайера, непревзойденная сумасшедшая и подрывная версия "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла. Полуанимационная-полуигровая, сюрреалистично-линчевская, мрачная, довольно жестокая. В ней и следа нет от известной слащавой экранизации Уолта Диснея. У чешского гения это отнюдь не милая сказочка для детишек, а скорее ночной кошмар разыгравшегося воображения. Что не удивительно: сложный, причудливый кэрролловский текст уже давно вышел за рамки детской истории и стал объектом поклонения и серьезных исследований среди вполне взрослых представителей человечества: философов, художников, и даже многочисленных ученых от лингвистов до физиков-теоретиков.

Объединяя методы мультипликации и живого действия, Шванкмайер создал шедевр кино, поразительно интерпретировав первоначальную идею классического литературного произведения. Кэрролла режиссер вообще считает предшественником сюрреализма, поскольку тот "лучше других понял механизмы сна". В этом фильме режиссер проявляет интерес к экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями. Интерес к тактильным изображениям определяет специфическую черту его работ - физиологизм. На уровне физиологических реакций развиваются эмоции Алисы. Она в "буквальном" смысле тонет в слезах, отдергивает отпиленную ножом руку, окунает в воду голову с горящими волосами...

Это режиссерский фильм, где самое "вкусное" - это многочисленные режиссерские находки Шванкмайера. Домик кролика из детских кубиков; сделанная из вязаного чулка гусеница; ножницы, которыми "рубят голову" карточным картинкам. Каждый кадр гениален до дрожи в позвоночнике. Только один игрушечный кролик с жукими зубами и сыпящейся из дырки в животе опилками, чудовищно напоминающими кровь, просто великолепен. Или мышь в матросске, плывущая в аленкином "море слез". "Морячок" деловито забирается на голову-остров и варит походный суп, разжигая костер из девочкиных волос (забил колышки, обложил камнями, набрал воды в котелок, вывалил туда содержимое консервных банок...). Потом Алиса мимоходом встречает мышку лежащей мертвой в мышеловке. В той самой матросской одежке...

Интересно, что место действия перенесено из традиционного для экранизаций волшебного леса в заброшенный и забитый самым разным хламом дом. Хлам этот, вполне реальные предметы и вещи, оживает и становится деталями того самого адского конструктора, из которого воображение Алисы (то есть самого Шванкмайера) и создает львиную долю персонажей сказки. В целом же фильм почти полностью повторяет канонический текст Кэрролла, исключая те моменты, которые не нужны режиссеру. Аленка попадает в "Страну чудес" не через нору, а через ящик письменного стола, забитый линейками (это вообще довольно популярный вид "общественного транспорта" в сказке). Несколько второстепенных героев убрано, в том числе и знаменитый Чеширский кот: в пугающем мире детских кошмаров не место улыбчивым зверушкам. И, разумеется, в финале проходит суд не над Валетом, а над самой Алисой.

И если в конце канонической сказки Алиса просыпается и бежит к сестре, чтобы рассказать о своем сне, Аленка, очнувшись, вновь видит разбитый "аквариум" плюшевого зайца и констатирует: "Он опять опоздал". Нет, это был не сон.

Кадр из фильма "АЛИСА / NECO Z ALENKI"

"Анимация для меня - это животворящее волшебство. Это значит, что я не только пытаюсь сделать неподвижные объекты живыми. Я хочу, чтобы объекты жили в буквальном смысле слова. В этом и заключается ведущий психологический фактор - этот момент и является для нас состоянием волшебства... Наши предки, вероятно, умели оживлять предметы благодаря исключительно напряженной внутренней психической работе, в чем для меня и заключается корень всего магического. В этом смысле анимация заменяет то, в чем наши предки вовсе не нуждались - так называемый эликсир сотворения жизни. Таково мое понимание процесса. Сегодня большинство аниматоров склонны полагаться лишь на современную технику. Тем самым оставаясь заложниками нынешней технократии. Из-за чего и не способны разглядеть сотворения настоящего чуда".

Ян Шванкмайер

 

О РЕЖИССЕРЕ

Ян Шванкмайер - один из самых культовых чешских кинорежиссеров, а так же сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Представитель экспериментального кинематографа. Автор сюрреалистических мультфильмов, скульптур, тактильных поэм. Он родился 4 сентября в 1934 году в Праге, где проживает и поныне. Творческий путь начал в 1950 у стен Института Прикладных Искусств, а затем продолжил в Пражской Академии Искусств на отделении кукольного мастерства. Вскоре организовал Театр Масок, откуда его путь напрямую пролег в знаменитый театр Laterna Magika, где Ян представил свои первые киноизыски.

Работал как художник в пражских театрах "Семафор", "На забрадли", "Чиногерни клуб", на киностудии "Баррандов" и в "Латерне Магике". В это время пишет манифест нового прикладного искусства "Магия предметов" (Magie pfedmetu), призывая вернуть "иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека". В 1970 году он встретил Вратислава Эффенбергера, ведущего теоретика Чешской Сюрреалистической Коммуны, к которой Шванкмайер вскоре присоединился и чьим участником значится до сих пор. Свой первый фильм Шванкмайер снял в 1964, и более чем за 30 лет заслужил репутацию самого передового аниматора нашего времени.

Влияние его работ попрежнему остается бесспорным для многих мировых гениев кино - от Тима Бертона до братьев Квай. К 1982 году с короткометражной лентой "Возможности диалога" его непревзойденный стиль - смесь пластилиновой анимации с приемами гиперреализма - достиг апофеоза. Фильм стал призером многих международных фестивалей и был запрещен к показу в Чехословакии. "Последний трюк" был первым фильмом театральной трилогии. Следующие две ее части - "Гробики" (награжденные "Золотым дукатом" за самый оригинальный короткометражный фильм на МКФ в Мангейме и призом Й. Штернберга, лично врученным начинающему кинематографисту знаменитым режиссером), и "Дон Жуан" - появляются с разрывом в несколько лет (1966 и 1970 соответственно).

Созданная после дебюта - виртуозно синтезирующая музыку и изображение - лента "И.С. Бах: фантазия соль-минор" (спец. пр. на МКФ в Каннах), в которой близость человека лишь ощущается, становится одной из самых известных и глубоких экзистенциалистских работ художника. Но она никак не предрекает появления в 1967 г. первого сюрреалистического фильма режиссера, игровой короткометражной черной комедии "Сад" о заурядном кролиководе, который окружает свои деревья забором, используя вместо планок людей, на которых ему удалось собрать компромат. Основные темы творчества режиссера - страх, боязнь замкнутых пространств и сопровождающая все его работы тема манипулируемости - навеяны личными фобиями и общественно-политической ситуацией в социалистической Чехословаки. Но временами фильмы Шванкмайера больше напоминают жесткие логичные схемы, как это было в фильме "Et cetera".

Картина, состоящая из трех частей - "Крылья", "Бич" и "Дом", - демонстрирует три схемы, по мнению Шванкмайера, определяющие человеческую жизнь: абсурд мечты, абсурд власти и абсурд собственности С 1973 по 1979 гг. Шванкмайер занимается преимущественно экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями, и используя все ранее найденное художниками, так или иначе обращавшимися к тактильному искусству (Э. По, С. Дали, Г. Аполлинер, Маринетти, М. Дюшан).Это фильмы ужасов 80-х гг. ("Гибель дома Ашеров", "Возможности диалога", "В подвал", "Колодец, маятник и надежда" и др.) и образцы тактильной литературы в форме поэмы "Как прикосновение дохлой жабы" (Jako dotek zdechle ropuchy) и нарушающих основные табу сценариев "каннибальских" фильмов "Синяя борода" (Blede-modrovous) и "Нигде никого" (Nikde nikdo).

В 1987 режиссер завершил свой первый игровой фильм "Алиса", сумасшедшую версию "Алисы в Стране Чудес". "Чудесница" "Алиса позволила ему оторваться от своих анимационных корней в сторону "живого" игрового кино. В 2000 году на свет родилось его знаменитое "Полено", экранизация народной сказки о бездетной паре, усыновившей обрубок дерева, который со временем начал пожирать все на своем пути. Его последний полнометражный игровой фильм "Безумие" был показан на Москвовском кинофестивале 2006 года и встречен восторженной овацией.