А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ / DON'T LOOK NOW

Великобритания - Италия, 1973, 106 мин.
режиссер: НИКОЛАС РОУГ
в ролях:
ДЖУЛИЯ КРИСТИ, ДОНАЛЬД САЗЕРЛЕНД

Премия британской киноакадемии, Лондон, 1974: лучшая операторская работа. Номинации: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший актер (Дональд Сазерленд), лучшая актриса (Джулия Кристи), лучший монтаж, лучший саундтрек.
Номинация на американскую сценарную кино премию Эдгара По, США, 1074: лучший фильм.
Номинация на премию американской академии фантастического кино, хоррора и фэнтэзи, США, 1977: лучший хоррор.

Фильм, снятый по рассказу мастера мистическо-психологических историй Дафны Дю Морье («Птицы» Хичкока были сняты именно по ее произведению) - один из лучших в жанре «оккультного саспенса». Культовый английский режиссёр Николас Роуг, блестяще воспроизводит причудливую и загадочную атмосферу действия, пронизывая сюжет о британской семейной паре Бакстер массой тонких намёков и предупреждающих деталей. Реставратору Джону Бакстеру дан своеобразный дар предвидения, но он или не успевает этим воспользоваться, или просто не обращает внимания на посылаемые сигналы о трагическом исходе, а также не верит предсказаниям слепой женщины-медиума, видящей угрозу в пребывании супругов в Венеции. Роуг виртуозно, изобретательно, чисто кинематографически выстраивает свою ленту о неосознаваемой игре человека со смертью, следуя давней европейской романтической манерой сочетания реального и ирреального, земного и потустороннего. Барочная Венеция увидена с точки зрения мрачной «готической» литературы, вскрывающей наличие в обыденном дьявольских знаков, отметин «костлявой кумы».

АВТОР

Николас Роуг - один из самых необычных режиссеров в истории кино. Он вошел в киноиндустрию с заднего хода, пройдя путь от мальчика на побегушках до именитого и уважаемого режиссера-экспериментатора. За ним водилась слава человека с непримиримой авторской позицией, его фильмы неохотно дают ключи к пониманию их мистической сущности, он известен как один самых фанатичных исследователей темных сторон человеческой души, людской одержимости, неконтролируемых влечений и инстинктивных страхов.

Но судьба творца печальна. Роуг сегодня и Роуг семидесятых - два режиссера, которые не имеют друг к другу никакого отношения. Первый никому не известен и мало кому нужен, второй - классик британского кинематографа, стоящий в одном ряду с такими знаменитыми соотечественниками-иконоборцами, как Питер Гринуэй, Дерек Джармен и Кен Рассел. Те, кто интересуется историей британского кинематографа, будут помнить его еще долго, хотя неизменно вызывающая тематика и форма, которую сложно назвать легкодоступной для восприятия, вряд ли когда-либо позволят стать Николасу Роугу образцовой фигурой для киноучебников.