ДЖЕРРИ
GERRY
режиссер: Гас Ван Сент
* Международный кинофестиваль в Торонто, Канада, 2002: "Visions Award" - особое упоминание.
* Премия Нью-Йоркского кружка кинокритиков, США, 2002: лучший оператор (Харрис Савидис).
* Номинации на премию "Независимый дух", США, 2003: лучший режиссёр, лучший оператор.
* Номинации на премию Ассоциации кинокритиков Центрального Огайо, США, 2004: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший оператор (Харрис Савидис).
* Номинация на премию Village Voice Film Poll, США, 2003: лучший оператор (Харрис Савидис).
Вторая сценарная работа двух юных гениев Мэтта Дэймона и Бена Аффлека и снова поставленная Гасом Ван Сентом (первой был "Умница Уилл Хантинг", за которую актёры-сценаристы получили Оскар). В этом фильме всего два актёра, но на этот раз в кадре на смену Бену Аффлеку пришел его младший брат Кейси. И сценарий в процессе съёмок был только основой для импровизации. Перед нами минималистическое медитативное кино, в котором четыре равноправных действующих стихии:
- два другаа, приехавших в пустыню на легкую прогулку и фатально заблудившихся;
- пугающий, зачаровывающий и сводящий с ума потусторонний ландшафт;
- минималистическая музыка великого Арво Пярта;
- и камера как немой, безучастный свидетель, фиксатор происходящего.
Фильм навеян реальными событиями: собственным опытом режиссёра, однажды потерявшимся в пустыне, а также ужасным происшествием, известным как "Убийство Дэвида Кофлина". В августе 1999 году два друга отправились в пустыню в Нью-Мексико, заблудились, оказались в шаге от смерти от обезвоживания и страшной жары. Ещё пару дней назад они были обычными тинейджерами-друганами, а теперь облизывали камни, пытали есть плоды кактусов и даже пить собственную мочу в надежде обрести хоть каплю жидкости. 8 августа один из них записал в своём дневнике: "Сегодня я убил и похоронил своего лучшего друга. Дэйв всю ночь мучился от боли. Около пяти или шести часов он повернулся ко мне и умолял меня пронзить его грудь ножом. Я ударил, а затем ещё раз, пока он не умер". Это было "убийство из милосердия", и юноша отсидел за него только полтора года.
Визуально на фильм оказал влияние стиль венгерского классика Бэлы Тарра, с его фирменными длинными движениями камеры и заторможенной, словно застывшей в вечности, атмосферой.