УМНИЦА УИЛЛ ХАНТИНГ
GOOD WILL HUNTING

США, 1997, 126 мин.
режиссер: Гас Ван Сент
в ролях:
Мэтт Дэймон, Робин Уильямс, Бен Аффлек, Стеллан Скарсгард, Минни Драйвер и др.
18+

Ещё один фильм из орбиты Роберта Редфорда и его кинематографа новой искренности, на которой обитали многие талантливые кинематографисты 80-90-х годов: сценарий к фильму в свои 20 с небольшим лет написал Мэтт Дэймон, вместе со своим закадычным другом Беном Аффлеком.

Вначале это был текст, представленный в качестве итогового задания по курсу драматургии, который юный Дэймон посещал в Гарвардском университете. Вместо одноактной пьесы он написал 40-страничный сценарий триллера о молодом человеке, живущем на суматошных улицах Южного Бостона, обладающим выдающимся интеллектом и подвергающемся жестокой вербовке со стороны правительства. Затем к сценарию подключился Аффлек, затем по нему дали советы такие корифеи как Роб Райнер, Терренс Малик. В итоговом варианте триллер превратился в дурешраздирающую психологическую драму о детских травмах и обретении себя с Робином Вильямсом и самими Мэтью Деймоном и Беном Аффлеком - и молодые люди сами выбрали Гаса Ван Сента в качестве режиссёра своего фильма. Для молодых начинающих сценаристов и актёров это было довольно дерзкий и успешный старт в Голливуде, но сценарий был слишком хорош и сразу заинтересовал студии, в конечном итоге окупившись в прокате в 20 с лишним раз.

Стиль фильма отчасти вдохновлён модным в те годы киноисследованием подростковых субкультур, заданных Ларри Кларком и его скандальным фильмом "Детки" (1995), и поначалу выглядит как анекдот: люмпенизированный, наглый, агрессивный и при этом смазливый юнец, живущий где-то в трущобах мегаполиса, оказывается обладателем природного дара к математике, чем обращает на себя внимание профессора Гарварда (Стеллан Скарсгард). Настоящие гении на дороге не валяются - но тут, вопреки поговорке, тот именно что валялся на дороге. Профессор хочет сделать из него человека и отдаёт в руки психолога с грустными глазами и ещё более грустной судьбой (Робин Уильямс). Долгий путь юноши к себе и составляет главную историю этого фильма.