СИНИЙ БАРХАТ
BLUE VELVET

США, 1986, 120 мин.
режиссер: Дэвид Линч
в ролях:
Изабелла Росселлини, Кайл Маклоклен, Деннис Хоппер, Лора Дерн, Хоуп Лэнг, Дин Стокуэлл и др.
18+

*   Премия независимого кино "Независимый дух", Санта-Моника, Калифорния, США, 1987: лучшая актриса в главной роли (Изабелла Росселлини). Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор (Фредерик Элмс), лучшая актриса в главной роли (Лора Дёрн), лучший актёр второго плана (Деннис Хоппер).
*   Фестиваль мирового кино в Монреале, Канада, 1986: лучший актёр (Деннис Хоппер).
*   Почётная премия Жозефа Плато, Гент, Бельгия, 1987: лучший иностранный фильм.
*   Премии Национального сообщества кинокритиков США, 1997: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший оператор, лучший актёр второго плана (Деннис Хоппер).
*   Премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, США, 1997: лучший режиссёр, лучший актёр второго плана (Деннис Хоппер). Номинации: лучший фильм, лучший сценарий.
*   Премии бостонского сообщества кинокритиков, США, 1997: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший оператор (Фредерик Элмс), лучший актёр второго плана (Деннис Хоппер).
*   Испанская кинопремия "Серебряные кадры", 1997: лучший иностранный фильм.
*   Каталонский международный кинофестиваль в Ситжесе, Испания, 1997: лучший фильм, лучший оператор (Фредерик Элмс).
*   Международный кинофестиваль в Аворьязе, Франция, 1987: гран-при.
*   Номинация на премию Американской киноакадемии "Оскар", США, 1987: лучший режиссёр.
*   Номинации на премию "Золотой глобус", США, 1987: лучший сценарий, лучший актёр второго плана (Деннис Хоппер)
*   Номинация на премию Американского общества специалистов по кастингу, США, 1997: лучший кастинг.
*   Номинации на премию Нью-Йоркского кружка кинокритиков, США, 1987: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший оператор (Фредерик Элмс).
*   Номинация на премию Американской гильдии сценаристов, США, 1987: лучший оригинальный сценарий игрового фильма.
    Фильм вошел в список десяти лучших фильмов года по версии журнала "Кайе дю синема", Франция, 1987.

Как обычно, этот фильм был не понят и не оценён в момент выхода на экраны, кстати, всего через два года после "Кошмара на улице Вязов" Крэйвена и подозрительно его напоминающий, и лишь с годами обрёл культовый статус - для Линча не привыкать, обычное дело.

"Бархат" не только выворачивает наизнанку сонное видимое спокойствие провинциального американского городка, но и становится жёсткой инициацией взросления красивого и невинного лапочки-студента, персонажа Кайла Маклахлена, на которого внезапно обрушивается вся мерзость и соблазнительная сила взрослого мира, явленная в образе типичного линчевского мистера Зло (на этот раз предстающего пред нами в стиле хард-фетиш-брутал-БДСМ в незабываемом инфернальном бенефисе Денниса Хоппера) и его несчастной жертвы, Изабеллы Росселини, в образе которой режиссёр запечатлел своё детское воспоминание-наваждение, когда однажды он увидел на улице у своего дома безумную голую женщину.

В компанию к Кайлу Линч пригласил до того малоизвестную начинающую актрису Лору Дёрн, которая до него влачила жалкое голливудское существование в эпизодических ролях, а после стала прекрасной линчевской музой, которой он доверял самые сокровенные женские роли.

А начинается и заканчивается эта дикая история 18+ цитатой из "Соляриса" Тарковского: крупным планом уха. Камера Линча вошла в него, побродила по мозгу и в конце вышла. В сущности, это есть пересказ сюжета. Приятного просмотра.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб