ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
FOLLOWING

Великобритания, 1999, 70 мин.
режиссер: Кристофер Нолан
в ролях:
Джереми Теобалд, Алекс Хоу, Люси Расселл, Джон Нолан, Дик Брэдселл, Джон Нолан и др.
16+

*   Международный кинофестиваль в Роттердаме, Нидерланды, 1999: Золотой тигр.
*   Международный кинофестиваль в Сан-Франциско, США, 1998: лучший режиссёрский дебют.
*   Фестиваль "Слэмдэнс", Парк Сити, Юта, США, 1999: гран при жюри, приз за лучший чёрно-белый фильм.
*   Международный фестиваль в Нью-Порте, Род Айленд, США, 1999: лучший фильм, лучший режиссёр.
*   Фестиваль британского кино в Динаре, Франция, 1999: Серебряный Хичкок.
*   Номинация на премию британского независимого кино, Великобритания, 1999.

 

Классический "бедный начинающий литератор в Лондоне" развлекается тем, что вглядывается в прохожих на улицах, выбирает себе понравившегося типажа и начинает следить за ним: куда он идёт, что он делает и какую ведёт жизнь. Молодым человеком не движет ничего кроме исследовательского любопытства писателя, но однажды это невинное подглядывание приводит его к роковому знакомству, а затем и к...

Первый фильм легендарного Кристофера Нолана сделан буквально на коленке за 6 тысяч долларов, которые в основном ушли на 16 миллиметровую чёрно-белую плёнку, идёт всего 70 минут - и сразу получил целый ряд наград, в итоге окупившись в 20 раз. Здесь Нолан и сценарист, и режиссёр, и оператор, и монтажер и продюсер самого себя. И сразу режиссёр заявляет свой главный стилистический принцип, которого он будет придерживаться в своих последующих знаментых и супердорогих шедеврах: нелинейное повествование и игра со временем. Фильм обыгрывает жанр неонуар и скрывает в себе целый ряд хитроумных обманок и тупиков. Нелинейная структура повествования и была была придумана, чтобы усугубить зрительскую неуверенность в том, что происходит в каждой последующей сцене.

Фильм был написан и планировался как максимально недорогой по бюджету, но Нолан описал производство фильма как «экстремальное», даже для малобюджетных съемок. С небольшими деньгами, ограниченным оборудованием и актерами и съемочной группой, которые все были заняты полный рабочий день по будням, производство заняло целый год. Чтобы сэкономить дорогую кинопленку и уложиться в один-два дубля, каждая сцена в фильме была тщательно репетирована. Сами съёмки проходили по субботам в течение 3-4 месяцев; эти временные рамки также смягчили стоимость кинопленки и позволили ему оплатить ее из своей зарплаты. По большей части Нолан снимал без профессионального осветительного оборудования, в основном используя доступный свет. С целью экономии средств он также использовал дома своих друзей и семьи в качестве локаций, эти же люди и снимались в фильме - потому в титрах так много разных Ноланов.
 
То есть это фильм, снятый еще в старую докомпьютерную эпоху на плёнку, сделан в буквальном смысле руками - там было не прикрыться цифровыми коррекциями или эффектами. Возможно, этот первый и достаточно жесткий опыт съемок и сформировал у Нолана страсть именно к такого рода аналоговому производству, который он затем будет воспроизводить снова и снова, и который станет частью его авторского стиля. Даже в условиях безграничных бюджетов, впоследствии Нолан будет снимать все эффекты исключительно аналоговым, физическим, реальным способом. "Преследование" - это "Нолан. Начало".