ОППЕНГЕЙМЕР
OPPENHEIMER
режиссер: Кристофер Нолан
* Премии американской киноакадемии "Оскар", США, 2023: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор, лучший актер в главной роли (Киллиан Мёрфи), лучший актёр в роли второго плана (Роберт Дауни мл.), лучший монтаж, лучшая музыка (Людвиг Йоранссон). Номинации: лучший сценарий-адаптация, лучший звук, лучшая актриса в роли второго плана (Эмили Блант), лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучшая работа гримера.
* Премии "Золотой глобус", США, 2024: лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер в главной роли (Киллиан Мёрфи), лучший актёр в роли второго плана (Роберт Дауни мл.), лучшая музыка (Людвиг Йоранссон). Номинации: лучший сценарий, лучшая актриса в роли второго плана (Эмили Блант), фильм, выдающегося коммерческого и кинематографического качества.
* Премии Британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2024: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор, лучший актер в главной роли (Киллиан Мёрфи), лучший актёр в роли второго плана (Роберт Дауни мл.), лучший монтаж. Номинации: лучший сценарий, лучший звук, лучшая актриса в роли второго плана (Эмили Блант), лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучшая работа гримера.
Всего 347 наград и 358 номинаций.
Последний на сегодняшний день фильм мэтра снят в редком для Нолана нефантастическом жанре, но с такой же художественной выразительностью, эмоциональностью и бескомпромиссностью, как и самые знаменитые его фантастические фильмы. Он основан на документальном материале, и здесь режиссёр вновь выражает свое восхищение наукой как движущей силой Истории и основой развития человеческой цивилизации.
В основе фильма лежит одно из главных научных событий 20 века - открытие цепной реакции деления ядер урана - и судьба человека, который создал американскую ядерную бомбу, тем самым взяв на себя ответственность за жизнь и смерть огромного количества людей. Его имя вынесено в название фильма: Роберт Оппенгеймер.
Нолан остается верен себе и собственному уникальному киностилю, отказываясь от линейного повествования традиционного байопика, перетасовывая несколько временных пластов в плотную, напряженную, почти вещественную кинематографчиескую субстанцию. Как и в остальных своих фильмах, здесь он тратит огромные деньги на живые постановочные спецэффекты, которые все другие киношники сделали бы проще и быстрее в цифре. Здесь у Нолана принципиально ручная работа, как когда-то в кинематографе 60-70х годов у какого-нибудь Кубрика: от визуализации атомных процессов до ядерного взрыва.
Ну и здесь наконец-то первая нолановская главная роль Киллиана Мёрфи.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб