ДОВОД
TENET

Великобритания, США, 2020, 150 мин.
режиссер: Кристофер Нолан
в ролях:
Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Майкл Кейн, Химеш Патель, Юрий Колокольников и др.
12+

*   Премия американской киноакадемии Оскар, США, 2021: лучшие визуальные эффекты. Номинация: лучшая работа художника-постановщика.
*   Премия британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2021: лучшие визуальные эффекты.
*   Премии Академии кино в жанре научной фантастики, фэнтези и хоррора, США, 2021: лучший актёр (Джон Дэвид Вашингтон). Номинации: лучший научно-фантастический фильм, лучший сценарий, лучший режиссёр, лучший сценарий, лучший монтаж, лучшая работа художника-постановщика, лучший актёр второго плана (Роберт Паттинсон), лучшая музыка.
*   Премия амерканско-канадской Ассоциации "Выбор критиков", 2021: лучшие визуальные эффекты. Номинации: лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая музыка, лучшая работа художника-постановщика.
*   Номинация на премию "Золотой глобус", США, 2021: лучшая музыка.
Всего 49 наград, 136 номинаций.

Один из самых запутанных по сюжету и зрелищных по форме фильмов Нолана, идеи которого он вынашивал более десятка лет, а сценарий писал пять, что для Голливуда очень долго и свидетельствует о том, что каждая деталь здесь продумана и имеет значение. Фанаты пересматривают это кино по нескольку раз, чтобы максимально приблизится к пониманию, что же там, черт возьми, происходит.

Нолан вновь снимает впечатляющую фантастическую головоломку о своей любимой киноматерии - о времени. Разные персонажи действуют здесь в нормальном и обратном течении времени и спасают мир от катастрофы, разбираясь с ужасающими последствиями внутренних багов русского олигарха (в исполнении легендарного британского шекспировского интерпретатора Кеннета Браны), который однажды взял и поставил планету на край гибели.

Этот фильм гораздо более вольно обходится с научными физическими теориями, по сравнению с тем же "Интерстелларом", но помимо сюжета фильмы Нолана обладают удивительной магией кино, хотя природа этой магии лежит где-то в пространстве магаломании, холода и бесчеловечности. Во время просмотра вообще не покидает ощущение, что "Довод" придуман и снят искусственным разумом, но в этом и состоит уникальность сложного режиссёрского стиля.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб