БЕССОННИЦА
INSOMNIA
режиссер: Кристофер Нолан
* Премия Лондонского кружка кинокритиков, Великобритания, 2003: британский режиссёр года. Номинация: актёр года (Аль Пачино).
* Номинации на премию Академии кино в жанре научной фантастики, фентези и хоррора, США, 2003: лучший актёр второго плана (Робин Уильямс), лучший сценарий.
* Номинация на литературную премию им. Эдгара Алана По, США, 2003: лучший фильм.
* Номинация на премию Международной академии прессы "Спутник", США, 2003: лучший монтаж фильма.
* Номинация на премию Датской киноакадемии "Роберт", Дания, 2003: лучший американский фильм.
* Номинация на кинопремию "Империя", Великобритания, 2003: лучшая актриса (Хилари Суэнк).
* Номинация на премию Ассоциации кинокритиков Турции, 2003: лучший иностранный фильм.
* Номинация на Итальянскую онлайн-кинопремию IOMA, Италия, 2003: лучший актёр (Аль Пачино), лучший актёр второго плана (Робин Уильямс).
Третий фильм великого и ужасного Кристофера Нолана не похож на остальные. Это его первый опыт работы с крупной голливудской студией и звездным составом, единственный фильм, снятый им по чужому сценарию, хотя его финальный вариант и завершил он сам, так и не появившись в титрах как сценарист. Это римейк одноимённого норвежского фильма, вышедшего шестью годами раньше, но так как его снял чёртов гений, то это редкий случай, когда американский римейк оказывается сильнее, интереснее и глубже европейского оригинала. Перед нами кинематографическое воплощение особого жанра "скандинавский нуар", которым отмечен целый пласт детективной литературы о полицейских, расследующих жестокие странные убийства. Нолан прекрасно воссоздал эту эстетику и вообще отчасти косплеит Дэвида Финчера, для которого уникальная атмосфера, сложный моральный выбор героев и исследование нетривиальных ликов Зла составляют основу киновселенной.
"Бессоннице" не повезло в фильмографии культового режиссёра. Он не оправдал ожиданий толп поклонников на новый интеллектуальный пазл, на дерзкие эксперименты со временем, на почти анимешный драйв, что присуще всем остальным его фильмам. Нолан создал сильный психологический триллер без надрыва и истерики, с линейным сюжетом и задумчивой печалью в локациях далёкой Аляски, впрочем, снятой, конечно же, в Канаде. Внезапный отказ от как будто уже сформировавшегося фирменного стиля похож на своеобразный тест режиссера со стороны Большого Голливуда на профпригодность: а сможет ли он снять что-то жанровое и эмоциональное, без экспериментов и выкрутасов. Нолан тест прошел, принес прибыль и собрал кассу, но с тех пор этот фильм традиционно выносится как бы на периферию его творчества как не особо нолановский. Зато welcome to the club: с этим кино режиссёр перешел из ранга малобюджетных и независимых одиночек в первый эшелон (кинокомпании Уорнер Бразерс его представил Стивен Содерберг, впечатлённый его фильмом "Memento") и отныне мог воплощать самые дорогие и амбициозные проекты.
В роли маньяка, антагониста для Аль Пачино и одновременно его случайного собрата по несчастью, парадоксально снялся Робин Уильямс - один из самых светлых комиков американского кино. Это его первый опыт "тёмного", отрицательного персонажа, и режиссёр хотел, чтобы публика увидела совершенно нового Уильямса: такого, каким его никто не мог и представить. Хотя это важнейший персонаж, актёр появляется на экране только через час после начала фильма. И его дуэт с Аль Пачино стал одним из лучших и знаковых актёрских ансамблей в истории кинематографа.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб