МАНЧЕСТЕР У МОРЯ
MANCHESTER BY THE SEA

США, 2016, 138 мин.
режиссер: Кеннет Лонерган
в ролях:
Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чендлер, Лукас Хеджес, Бен О’Брайэн, С.Дж. Уилсон, Анна Барышников и др.
16+

*   Премии Американской киноакадемии Оскар, США, 2017: лучший сценарий, лучший актёр в главной роли (Кейси Аффлек). Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая актриса в роли второго плана (Мишель Уильямс), лучший актёр в роли второго плана (Лукас Хеджес),
*   Премия Британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2017: лучший сценарий, лучший актёр в главной роли (Кейси Аффлек). Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший монтаж, лучшая актриса в роли второго плана (Мишель Уильямс).
*   Премия британо-канадской ассоциации киножурналистов "Выбор критиков", 2016: лучший сценарий, лучший актёр в главной роли (Кейси Аффлек), лучший молодой актёр (Лукас Хеджес). Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёрский ансамбль, лучший актёр второго плана (Лукас Хеджес), лучшая актриса второго плана (Мишаель Уильямс).
*   Призы Международного кинофестиваля в Жихоне, Испания, 2016: лучший актёр (Кейси Аффлек), специальный приз жюри за режиссуру.
*   Премия Золотой глобус, США, 2017: лучший актёр в игровом кино, драма (Кейси Аффлек). Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая актриса в роли второго плана (Мишель Уильямс).
*   Премии Международной академии прессы "Спутник", США, 2017: лучший фильм, лучший режиссёр. Номинации: лучший сценарий, лучшая музыка, лучшая актёр в главной роли (Кейси Аффлек), лучшая актриса в роли второго плана (Мишель Уильямс).
*   Американская независимая кинопремия Готэм, США, 2016: лучший актёр (Кейси Аффлек). Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, приз зрительских симпатий, актёрский прорыв года (Лукас Хеджес).
*   Американская премия независимого кино "Независимый дух", США, 2017: лучшая мужская роль (Кейси Аффлек), Номинации: лучший сценарий, лучший фильм, лучший монтаж, лучшая роль второго плана (Лукас Хеджес).
*   Премия Национального совета кинокритиков, США, 2016: лучший фильм, лучший сценарий, лучший актёр (Кейси Аффлек), лучший актёрский прорыв (Лукас Хеджес),
Всего 128 наград и 268 номинаций.

Малобюджетный независимый фильм (бюджет 9 миллионов, сборы 79 миллионов), получивший море американских кинонаград и номинаций, в том числе главных. Это возвращение современного американского независимого кино к золотой эпохе "новой искренности" 80-х и 90-х: достаточно вспомнить великие фильмы Роберта Редфорда, Энга Ли, Роба Райнера. Обычная жизнь обычных людей из провинции, которые вдруг сталкиваются со смертью близких и пытаются справиться со своим горем и понять, как жить дальше. Мы следим за жизнью серого, безэмоционального, ушедшего в себя сантехника Ли из пригорода Бостона, и поначалу раздражаемся подобным протагонистом, за которым вроде бы совершенно неинтересно наблюдать, пока постепенно, шаг за шагом не узнаем о трагедии, произошедшей в его жизни, и о смерти брата, единственного близкого ему человека, оставшегося у него. И проникаемся сочувствием.

Лукас Хеджес (молодой актёр из фильмов Уэса Андерсона и позднее - из "Трех билбордов" Макдоны) здесь играет несовершеннолетнего племянника Ли, над которым тому теперь придётся брать опекунство, что совсем не входило в его планы. Фильм интересен чутким и довольно внимательным взглядом на самое новое поколение тинейджеров, которое поколению отцов кажется непонятным и чуждым. Они как будто не способны на эмпатию и живут совсем другими жизненными мотивациями, но это такие же ранимые и чувствительные люди с непростым внутренним миром.

Фильм снимался в реальных локациях и в том самом американском Манчестере, который стоит в названии, и максимально реалистичен. Многие эпизодические роли играют жители города. 

Кеннет Лоннерган - известный сценарист (он написал для Скорсезе "Банды Нью-Йорка), а как режиссёр снял всего три фильма. Это его последний фильм после многострадальной "Маргарет", которую студия наотрез отказывалась выпускать в трёхчасовой версии, а режиссёр - в урезанной, в результате чего даже разразился суд, фильм вышел только через несколько лет и в компромиссном варианте, который его друг и коллега Скорсезе и помогал монтировать.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб