УБИЙСТВО СВЯЩЕННОГО ОЛЕНЯ
THE KILLING OF A SACRED DEER
режиссер: Йоргос Лантимос
* Международный каннский кинофестиваль, Франция, 2017: лучший сценарий.
* Международный каталонский кинофестиваль, Ситжес, Франция, 2017: приз кинокритиков лучший фильм.
* Ирландская национальная премия кино и ТВ: Ирландия, 2018: лучший актёр второго плана (Барри Кеоган). Номинации: лучший фильм, лучший актёр (Колин Фаррел), лучшая иностранная актриса (Николь Кидман).
* Премия дублинского кружка кинокритиков, Ирландия, 2018: актёрский прорыв (Барри Кеоган). Номинации: луший ирландский фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Барри Кеоган), лучший сценарий, лучшая операторская работа (Тимиос Бакатакис).
* Национальная кинопремия Гопо, Румыния, 2019: лучший европейский фильм.
Всего 7 призов и 53 номинации.
"Сам видел и не верю - на лугу,
Близ алтаря лежала, содрогаясь,
Огромная, красы отменной, лань,
И кровь ее в последних муках жизни
По ступеням рекой струилась алой..."
Мотивы классической греческой трагедии в шокирующей современной истории в локациях американского города Цинциннати и визуальных параллелях к Эдварду Хопперу от самого известного греческого режиссера 21 века. Это фильм о достпочтенном семействе успешного кардиохирурга, в которую однажды явилась сама Судьба и объявила о скорой и неумолимой расплате за один давний грех. Как и во всех последних фильмах режиссёра, здесь роскошный кастинг: Колин Фаррел и Николь Кидман плюс к ним молодой и дико модный сейчас Барри Кеоган, ирландский актёр со странной внешностью, которая здесь и привлекает и отталкивает одновременно (это его первая серьезная роль, которая собственно и вывела его топ и сделала символом нового актёрского поколения англоязычного кино).
У этого фильма есть два важных источника. Прежде всего, трагедия Эврипида "Эфигения в Авлиде", а точнее, её апокрифический исход, авторство которого не совсем ясно. В греческом порту Авлида из-за безветрия застряли корабли царя Агамемнона, выдвигавшиеся на Троянскую войну, и богиня Артемида требует, чтобы он принёс в жертву свою дочь Ифигению, Он вызывает её из дома, и, узнав о своей грядущей судьбе, девушка покорно готова пойти на эту жертву ради отца. Но в итоге Ифигения не погибла, богиня пожалела её и в последний момент заменила на алтаре ланью. Погибло невинное жертвенное животное, восстановив мировой порядок и мир в доме Агамемнона. Вот отсюда и название фильма. Священный олень - это та самая жертвенная лань из Эврипида.
Второй источник - фильм Пьера Паоло Пазолини "Теорема". Символическая история о том, как в итальянском доме богатого промышленника появляется загадочный незнакомец и трагически и бесповоротно меняет жизни и судьбы его обитателей: кто-то сходит с ума, кто-то обретает святость, кто-то идет на панель, кто-то теряет голову из-за обрушившейся любви.
Лантимос в своих лучших фильмах не просто снимает дикие с точки зрения здравого смысла истории, а соединяет множество нитей из истории, искусства, философии, играет стилями и вызывает у зрителя сильнейшие эмоции.
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб